Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Реалии российского бизнеса: удушение бюрократией

Реальность российского бизнеса на сегодняшний день составляет удушающая, а временами вообще принимающая сюрреалистические формы бюрократия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многомесячная череда газетных заголовков, гласивших о том, как Кремль ликвидировал крупную нефтяную компанию ЮКОС и посадил в тюрьму ее основателя, нарисовала картину делового климата России, в котором главное место занимают политическая интрига, сырая нефть и бряцающая оружием милиция. Главной жертвой становится малый бизнес. А по словам специалистов, этот сектор даже более важен, чем традиционные крупные оплоты предпринимательства - нефтяные и металлургические гиганты, если Россия хочет обеспечить себе дальнейшее развитие и долговременное процветание.

МОСКВА - Каждый раз, когда российский предприниматель-застройщик Денис Семыкин продает новую квартиру, то в соответствии с законом он должен зарегистрировать сделку в специальном государственном органе. Но вся загвоздка в том, что такого органа не существует.

'Мы... ходим по всем учреждениям, которые хоть чем-то похожи на это, чтобы они поставили печать на клочке бумаги, но они говорят: 'Парни, извините, это не к нам'. Все сидят и чешут в затылках', - говорит Семыкин.

Многомесячная череда газетных заголовков, гласивших о том, как Кремль ликвидировал крупную нефтяную компанию ЮКОС и посадил в тюрьму ее основателя, нарисовала картину делового климата России, в котором главное место занимают политическая интрига, сырая нефть и бряцающая оружием милиция.

Но для фирм, подобных той, где работает Семыкин, которая насчитывает 150 сотрудников и расположена рядом с заводом в промышленном районе Москвы, реальность российского бизнеса на сегодняшний день составляет удушающая, а временами вообще принимающая сюрреалистические формы бюрократия.

Главной жертвой становится малый бизнес. А по словам специалистов, этот сектор даже более важен, чем традиционные крупные оплоты предпринимательства - нефтяные и металлургические гиганты, если Россия хочет обеспечить себе дальнейшее развитие и долговременное процветание.

'Есть масса препятствий, которые малым предприятиям приходится преодолевать ежедневно', - говорит работающий в Москве ведущий экономист российского представительства Всемирного Банка Джон Литвак.

'Я думаю, что малые и средние предприятия являются ключом для достижения динамизма в экономике в целом... (Но Россия) является одной из тех развивающихся стран, где мы не наблюдаем реального и существенного роста малого бизнеса', - заявляет он.

ПЛОХИЕ ЗАКОНЫ

Хотя взяточничество чиновников часто называют одним из самых больших тормозов экономического роста России, Семыкин говорит, что он ни разу не встречал коррумпированного бюрократа.

По его словам, настоящая проблема состоит в недоработанных законах, которые принимаются политиками, понятия не имеющими о бизнесе, а обеспечивать выполнение которых обязаны чиновники.

'Постоянно сталкиваешься с тем фактом, что законы не соответствуют требованиям рынка', - говорит он.

30-летний Семыкин и его партнер по бизнесу 37-летний Борис Букатов руководят холдинговой компанией 'VMP Corp.', главное поле деятельности которой - строительство жилья и коммерческих зданий в пригородной зоне Москвы.

У этих людей масса примеров, иллюстрирующих те проблемы, с которыми они сталкиваются.

По словам Букатова, российские иммиграционные законы настолько запутаны, что практически невозможно получить разрешение на работу для иностранных рабочих, которые составляют 99 процентов строителей на стройплощадках его фирмы.

В результате иммиграционные власти проводят рейды по стройплощадкам, забирают рабочих, штрафуют их работодателя, а потом, через два-три, дня привозят этих рабочих назад. Спустя пару недель весь процесс повторяется вновь.

Штраф пустяковый, но работа, по словам Букатова, останавливается: 'Дома не строятся, а деньги наши текут'.

Семыкин, со спадающими до плеч волосами, одетый в модный костюм, предлагает другой пример.

Власти отклонили заявку его компании на перестройку старой лыжной базы, находящейся на одном из холмов Подмосковья, на том основании, что стройка может нанести ущерб остаткам древних поселений, расположенным на этом месте.

Но оказалось, что поселения эти в конце 80-х годов были погребены под тысячами тонн земли, когда коммунистические власти сбрасывали ненужную землю прямо на это место, в результате чего и образовался холм.

ОТСТАВАНИЕ

Путы волокиты, подобной этой, душат малый бизнес в России.

По словам президента лоббистской организации 'Опора' Сергея Борисова, на долю малых и средних предприятий в России приходится 17 процентов рабочих мест. Для сравнения: в Великобритании на их долю приходится 55,6 процента рабочих мест.

'После 1994 года, то есть уже 11 лет, количество малых предприятий в России практически не увеличивается', - говорит Борисов.

'У многих людей есть знакомые, друзья, которые попробовали заняться этим... они слышат от них, что такое - быть мелким предпринимателем, эти истории превратились в легенды, они отпугивают людей', - рассказывает он.

Российский президент Владимир Путин признал наличие проблемы, когда заявил в марте, что любому, начинающему собственный бизнес, 'надо давать медаль за личное мужество'.

Семыкин говорит о том, что видит, какой вред это наносит его отрасли. 'Мы любим говорить о строительном буме в Москве, - рассказывает он, глядя из окна своего офиса на линию горизонта, на фоне которой видны многочисленные подъемные краны. - Но если посмотреть на горстку наших строительных проектов - которые в наших условиях являются настоящим подвигом - и сравнить их с объемами строительства в Китае и Корее, о которых мы любим говорить как о странах третьего мира... то вырисовывается очень печальная картина'.