Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дрязги не должны потопить 'Газпром'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе правительство пришло к соглашению о приобретении дополнительно 10,7% акций в 'Газпроме' за 7,1 млрд. долларов. По завершению сделки прямая доля государства в крупнейшей энергетической компании мира составит чуть более 50%, что и необходимо для формального установления контроля над ней. Рыночные инвесторы с нетерпением ждали этого события несколько лет, потому что считалось, что оно может вызвать серьезное оживление не только на рынке акций 'Газпрома', но и на фондовом рынке в целом

На прошлой неделе правительство пришло к соглашению о приобретении дополнительно 10,7% акций в 'Газпроме' за 7,1 млрд. долларов. По завершению сделки прямая доля государства в крупнейшей энергетической компании мира составит чуть более 50%, что и необходимо для формального установления контроля над ней. Рыночные инвесторы с нетерпением ждали этого события несколько лет, потому что считалось, что оно может вызвать серьезное оживление не только на рынке акций 'Газпрома', но и на фондовом рынке в целом.

Но вместо этого объявление было встречено со смешанным чувством апатии и подозрения. Произошло это из-за впечатления, что государство все больше вмешивается в дела компании, а также из-за противоречивых сигналов, вызванных ролью 'Газпрома' в аукционе по 'ЮКОСу', и отмены его слияния с государственной нефтяной компанией 'Роснефть'. Вместо того, чтобы серьезно улучшить настроение на рынке, весь процесс лишь продемонстрировал нерешительность Кремля. Раскрыл всю степень внутренних дрязг на высшем уровне власти.

Консолидация контроля над ключевыми отраслями - это, очевидно, важная часть правительственной стратегии по усилению влияния над экономикой. Приобретение мажоритарных долей в таких компаниях, как 'Газпром', которые представляют собой командные высоты экономики, облегчает достижение этой цели. Для инвесторов приобретение государством контрольного пакета также должно было быть хорошей новостью: ранее президент Владимир Путин пообещал, что как только правительство получит контрольный пакет, оно отменит существующие ограничения для иностранцев на владение отечественными акциями 'Газпрома'. Это в свою очередь должно было привести к резкому росту не только акций монополии, но и всего фондового рынка.

Сейчас на акции 'Газпрома', торгующиеся на российских биржах, существуют ограничения, не позволяющие иностранным инвесторам приобретать их. Это означает, что международным инвесторам фактически разрешено покупать только акции, торгующиеся на Лондонской фондовой бирже, которые составляют всего 3% всех выпущенных акций. Это ограничивает присутствие как бумаг компании, так и российских компаний в целом в ключевых мировых инвестиционных индексах, которые служат ориентирами для крупных международных инвесторов при приобретении акций.

Короче говоря, после отмены ограничений доля акций 'Газпрома', доступных международным инвесторам, возрастет с 3% до 25%. В денежном выражении стоимость доступных акций увеличится с немногим больше 2 млрд. долларов до 18 млрд.

Прошел уже почти год с тех пор, как Путин объявил, что правительство будет работать над отменой ограничений. Для облегчения процесса один из близких соратников Путина в 'новом Политбюро', которое теперь контролирует Кремль, заместитель главы администрации Игорь Сечин, был назначен председателем 'Роснефти'. План был очень прост: обменять 100% акций 'Роснефти', принадлежащие государству, на дополнительные акции 'Газпрома'. Появление объединенного нефтегазового холдинга на базе 'Газпрома' к тому же соответствовало плану правительства по созданию гигантской национальной энергетической компании, способной соперничать с компаниями стран ОПЕК. Кроме того, такая компания позволила бы Кремлю консолидировать геополитические отношения с такими странами, как Индия и Китай, а также добиться заключения двухсторонних торговых сделок, включая благоприятные условия вступления России в ВТО, в обмен на усиленное энергетическое сотрудничество с западными странами-потребителями. Достигнутое на этой неделе соглашение о поставках сжиженного природного газа в Мексику - наглядный пример того, как правительство использует энергоносители для достижения этих целей.

Но вместо быстрого проведения сделки, в правительственных верхах образовался раскол между теми, кто хотел создать новый объединенный холдинг, и теми, кто, хотя и выступал за государственный контроль, хотел оставить 'Роснефть', а также бывшей нефтедобывающий актив 'ЮКОСа', 'Юганскнефтегаз', отдельной и непрозрачной структурой, чтобы контролировать финансовые потоки их нефтяных операций.

Насколько можно судить сейчас, победу одержали вторые. Одновременно инвесторам дали понять, что в стране появилась новая элита, которая не хочет делиться добытыми трофеями. Хотя мало кто считает, что правительство переживает что-то более серьезное, чем разногласия по поводу тактики и сиюминутных приоритетов, инвестиционный климат все равно портится из-за риска, который несет в себе политическая нестабильность, появляющаяся, когда две или более группы в Кремле ссорятся из-за контроля над финансовыми потоками государственных активов.

Привлекательность 'Газпрома' для инвесторов может еще больше уменьшиться из-за возрастающей политизации его бизнеса, наблюдавшейся последний год. Правительство жестко контролирует увеличение тарифов на газ в ущерб прибыльности компании на внутреннем рынке, стремясь как можно больше сдержать инфляцию. Вероятно, этот подход останется ключевым политическим приоритетом в течение ближайших трех лет, до президентских выборов в марте 2008.

Пока роль 'Газпрома' в предстоящих выборах ограничивается только инфляционной политикой, но недавние сделки дают основания предположить, что роль эта может быть расширена. Недавно газовый гигант пришел к соглашению о приобретении доли в газете 'Известия', которая сейчас принадлежит холдингу 'Проф-Медиа' Владимира Потанина. Коммерческих обоснований для этого приобретения нет. Похоже, это важная часть стратегии Кремля по сдерживанию критики в ближайшие три года.

Если оценивать 'Газпром' как крупную мировую энергетическую компанию, ясно одно: если оставить его в покое, его рыночная стоимость несомненно будет значительно выше нынешней капитализации в 70 млрд. долларов. Проблема в том, что, ожидая, пока правительство выполнит обещание и отменит ограничения для иностранцев, инвесторы осознали, что бизнес-модель компании стала гораздо более запутанной из-за внутри- и внешнеполитических приоритетов Кремля. Впрочем, есть надежда, что риски политизации вскоре будут уравновешены четким графиком отмены ограничений на приобретение акций и прогрессом новых экспортных проектов, которые принесут выгоду как государству, так и инвесторам.

Кристофер Уифер - главный аналитик Альфа-Банка, написал эту статью специально для 'The Moscow Times'.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Кристофера Уифера на ИноСМИ.Ru

Каким будет исход борьбы государства и 'Юкоса'? ("The Moscow Times", Россия)

Каким путем пойдет Россия? ("The Moscow Times", Россия)

Падение Саудовской Аравии и подъем России ("The Moscow Times", Россия)