Недавно любое заявление о том, что цена нефти может вырасти до 60 долларов за баррель, могло вызвать апоплексический удар. Но после двух лет стабильного роста цен тот факт, что достигнут новый рекорд, когда в Нью-Йорке нефть продают уже всего на 30 центов ниже 60-долларовой отметки, не вызывает даже легкого ропота.
Выдвигаются разные причины такого внезапного скачка цен, который произошел в начале этой недели, в частности, угроза забастовки в Норвегии. Но главная мысль при этом состоит в том, что цены на нефть останутся на высоком уровне. Согласно некоторым прогнозам, они могут увеличиться до 100 долларов за баррель. Даже обычно оптимистичный Ли Рэймонд, возглавляющий крупнейшую из котирующихся на фондовой бирже нефтяных компаний 'Exxon Mobil', предупредил о том, что 'пройдет несколько лет, прежде чем мы разберемся, чем все это кончится'. Министр энергетики США также обеспокоен тем, что пройдет много лет, прежде чем остановится резкое увеличение потребностей, вызванное ростом развивающихся стран. К сожалению, это оптимистический сценарий.
Пессимистический же сценарий заключается в следующем. Мир быстро приближается к 'пику Хуберта', или к моменту, когда мировые темпы производства нефти начнут снижаться. В любом случае, цены на нефть будут расти. Даже самый большой оптимист не может игнорировать тот факт, что среднегодовое увеличение спроса на нефть в период с 70-х годов по 2004 год составляло 1 миллион баррелей в день. А с 2004 года такое увеличение подскочило до 2,5 миллиона баррелей в день.
По прогнозам Международного Валютного Фонда, общемировые потребности в нефти вырастут с 82 миллионов баррелей в день сегодня до почти 140 миллионов баррелей в день в 2030 году. Если только не случится технологического прорыва в конструкции двигателя внутреннего сгорания - который все равно может привести к росту потребления (этот эффект знаком экономистам под названием 'парадокса Джевона') - увеличение спроса будет, по-видимому, сопровождаться большим ростом цен и освоением нерентабельных запасов.
Однако рост цен, который ограничивает спрос в промышленно развитых странах, приведет к разорению менее развитых государств, особенно тех стран Африки южнее Сахары, которые не имеют собственной нефти. Там увеличение стоимости топлива в большей степени повлияет на экономику. Жонглирование со спросом и ценами на фоне глобального потепления, одной из причин которого является все та же нефть, ставит мировых лидеров в очень затруднительное положение. А ведь это же потепление окажет значительно большее воздействие на более хрупкую африканскую экономику и географию.
Полный энтузиазма исполнительный директор авиакомпании 'Ryanair' Майкл О'Лири попал не в бровь, а в глаз, когда ответил на вопрос тех, кто озабочен последствиями климатических изменений: 'Продавайте свои машины и ходите пешком'. За такой совет Майкла О'Лири объявили бы национальным преступником в Соединенных Штатах Америки, где право на дешевый бензин многие считают записанным в конституции страны. Так или иначе, но господству нефти необходимо положить конец.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Дешевая нефть: прощай навсегда? ("The Guardian", Великобритания)