Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина сосредотачивается?

Об ответах на некоторые вопросы для политического режима Ющенко-Тимошенко-Порошенко

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Без повышения своего реального, формального и символического статуса на международной арене Украине уготована судьба 'добычи', которая достается то одному, то другому 'хищнику'. Среди этих хищников не только крупные государства, межгосударственные образования и блоки, но и транснациональные корпорации

Всегда с большим интересом читаю написанное блестящим политическим аналитиком и публицистом Андреем Окарой. Его публикация в 'Дне' от 16 июня 'Украина сосредотачивается:' не стала исключением. Прежде всего из-за противоречия между комплиментарными названием и выводом статьи и ее правдивым оценочным и вопросительным содержанием. Это противоречие побудило поразмышлять не только над вопросами автора к новой украинской власти. Но еще и по поводу некоторых предложенных вариантов ответов и выводов.

Вряд ли кто-то отважится возразить утверждению А. Окары, что без повышения своего реального, формального и символического статуса на международной арене Украине уготована судьба 'добычи', которая достается то одному, то другому 'хищнику'. Среди этих хищников автор называет не только крупные государства, межгосударственные образования и блоки, но и транснациональные корпорации (ТНК). Среди основных отечественных ресурсов противодействия последним он выделяет украинских олигархов, а оптимальной стратегией государства в отношениях с ними считает деолигархизацию власти и контроль за международными связями олигархического бизнеса с целью предотвратить перетекание национальных ресурсов из национальной экономики в глобальную.

Вышеизложенные рассуждения, возможно, не вызвали бы возражений, если бы не экономическая почва, на которой выросли и которой подпитываются украинские олигархические кланы. Эта почва - природные, не возобновляемые ресурсы страны: уголь, газ, нефть, руда: И именно этот ресурс, как бы тщательно его государство не контролировало, эксплуатируют и будут эксплуатировать ТНК именно благодаря олигархам. Украинские олигархи - не противовес ТНК, а уже давно их неотъемлемая составляющая и лоббист их интересов. Украинские олигархи стали олигархами и как таковые интегрировались в глобальную транснациональную экономику именно потому, что при прошлой власти смогли приватизировать право эксплуатировать и продавать природные ресурсы своей страны за ее пределами. Если такая ситуация будет сохраняться в дальнейшем, государственный контроль за международными связями украинских олигархов будет обозначать продолжение, но теперь уже регулируемое и опекаемое государством, процесса превращения Украины в сырьевой придаток 'развитых' стран, в поле концентрации техногенных опасностей, которые стараются вывести за пределы своей территории 'развитые' государства постиндустриального мира посредством тех же ТНК с украинской, российской и прочей 'постсоветской' составляющей.

Поэтому бороться с агрессией транснациональных корпораций с помощью современного украинского олигархического капитала - все равно, что гасить пожар бензином. Правда, и любые другие попытки и ресурсы недопущения ТНК в отечественное экономическое пространство не намного лучше.

Транснационализация, глобализация в экономике - объективный процесс, форма и способ развития и естественного отбора в процессе эволюции человека и общества - императив, относительно которого можно дискутировать на тему 'хорошо- плохо', но продвижение которого нельзя предотвратить или остановить. Противодействовать этому процессу - значит добровольно выводить себя за пределы части света, которая хочет и способна выжить, и добровольно становиться в ряды тех, за чей счет будут выживать другие.

Тем временем 'ветер' глобализации можно и нужно использовать в национальных интересах, направляя его в 'паруса' собственного экономического и социального прогресса. Для этого нужно только научиться производить и использовать эти 'паруса' - продуцированные новейшими химическими и биотехнологиями, управляемые электроникой, космическими спутниками и тому подобное. Это требует интеграции в мировое научно-техническое пространство, главным субъектом которого и являются те же ТНК. Украина еще не утратила окончательно ресурсов для такой интеграции: потенциал академической и отраслевой науки, образования, космических технологий, авиа- и кораблестроения, квалифицированную рабочую силу:

И здесь А. Окара несомненно прав, когда, вслед за М. Портером, условием обеспечения украинской возможности в современном конкурентном мире называет эффективность правительства, которое распоряжается ресурсами страны. Именно от качества и мощности этого фактора будет зависеть, в какое новое качественное состояние перейдет Украина из полосы бифуркации, в которой находится нынче. Перейдет она в состояние застоя, спада и деградации или продвинется в направлении постиндустриального, информационного развития, которым вдогонку США, Японии и ведущим странам Западной Европы ускоренными темпами двигаются Китай, Индия, Южная Корея, Сингапур и другие 'тигры'?

Определенные надежды на успех положительной перспективы дает общее заявление президентов Украины и США о повестке дня нового века для украинско-американского стратегического партнерства, принятое в Вашингтоне 4 апреля 2005 года. Среди прочих деклараций об обоюдной заинтересованности в реализации амбициозных стремлений нового руководства Украины особого внимания заслуживает тезис о прорабатывании возможности сотрудничества в отрасли противоракетной обороны. Этот тезис очень важен, учитывая то, что к соответствующим своим программам США во многих случаях не допускают даже союзников по НАТО. И этот тезис заставляет вспомнить уроки, вынесенные из того, насколько и как США и европейские государства выполнили и выполняют свои политические обязательства в части компенсаций Украине за отказ от ядерного оружия и закрытие Чернобыльской АЭС. Обещания оказались, преимущественно, пустыми.

Не ожидает ли Украину повторение ситуации? Вполне вероятно. Украинский ВПК может 'поделиться' технологиями 'Кольчуг', ракетных и космических разработок и тому подобное. В то же время поправка Джексона-Веника относительно СССР до сих пор распространяется на Украину и содержит запрет на экспорт сюда современных технологий. Упомянутое заявление президентов предполагает отмену поправки, принятой в свое время как 'наказание' за ограничение эмиграционных прав советских евреев. Так не станет ли поводом для пролонгации 'карательной' ситуации заявление израильского политика Натана Щаранского об антисемитизме в Украине? И не будет ли 'работать' в подтверждение этого заявления размещенное на сайте МАУП 'обращение ста' к Президенту Украины, председателю Верховной Рады Украины и председателю Верховного Суда с требованиями противодействия 'организованному еврейству'? В США и Израиле украинофобов, наверное, не меньше (или даже больше), чем юдофобов в Украине. Нельзя допустить, чтобы в ответ на движение пока еще передовых технологий из Украины на Запад помехой встречному движению кто-то заинтересованный не выставил запретную карточку реальной, искусственно инспирированной или явной ксенофобии или чего-то подобного.

Огромной взвешенности требует от власти реформирование отечественной науки и образования. Возможно, именно из-за 'прокачки' средств через этот сегмент может произойти трансформация украинского олигархического 'сырьевого' капитала в крупный капитал информационного общества. Действительно, реализованные возможности ежегодного бюджетного финансирования науки в Украине в три-пять раз меньше норматива, установленного еще в 1991 году Законом 'О научной и научно- технической деятельности'. Тем временем украинский бизнес только в прошлом году перевел на научные исследования за пределами Украины приблизительно пятьсот миллионов долларов. Может, стоит наработать систему экономических стимулов для отечественного капитала, инвестировать в украинскую фундаментальную и прикладную науку, во внедрение инновационных технологий, защиту интеллектуальной собственности, целевую подготовку специалистов для работы в современной научно-технологической среде и для формирования такой среды?

При этом на маргинесе внимания власти не должна оказаться гуманитарная наука и образование. Именно эти сферы призваны ответить на традиционные для отечественного социума вопросы, о которых напомнил А. Окара: 'Зачем существует Украина? Есть ли в ее существовании какой- нибудь высший, провиденционный смысл? Если есть, то какой? Какова роль Украины в глобальной истории?' Нужно не только найти ответ. Но и сделать его составляющей национального общественного сознания, фактором отечественной политической культуры и политического поведения. Этот ответ должен 'овладеть массами'. Он должен превратить тех, чья 'хата скраю', в сообщество инициативных граждан, объединенных современной национальной идеей и способных занять достойное место в мире, который глобализируется.

Не отсутствие ли приемлемых для большинства граждан Украины ответов на поставленные вопросы является одной из причин так называемой многовекторности (на самом деле - безвекторности) украинской геополитики, которую почему-то именуют кучмовской, но которая также может называться и кравчуковской, а теперь, похоже, и постмайдановской, ющенковской? Не берут сегодня в ЕС - пойдем в ЕЭП, а завтра - еще куда-то:

А может, никуда не нужно идти, а следует только заменить действующую безвекторность настоящей и действенной многовекторностью? Возможно, стоит работать на всех геополитических направлениях, где Украина имеет и может иметь интересы собственные и в то же время такие, которые согласовываются с интересами партнеров? Эти интересы могут реализоваться через двух- и многосторонние договоры. Может, не случайно судьба расположила Украину на цивилизационном перекрестке, где сходятся христианские православный, католический и протестанский миры с мирами мусульманскими и не только? Этническому и религиозному составу украинского общества свойственно многообразие. И уже это может способствовать достижению взаимопонимания с правительствами государств, население которых имеет разную цивилизационную идентичность. Конечно, при условии желания и способности украинского правительства.

В стремлении контролировать мировые энергетические и сырьевые ресурсы ведут 'войну цивилизаций' Соединенные Штаты Америки. Тем временем Европа исламизируется и с тревогой наблюдает за действиями относительно исламского мира своего партнера по НАТО. В том числе осознавая угрозы собственной энергетической безопасности в этих действиях. Исламская Турция стремится войти в евроатлантическое сообщество, объединенное, кроме прочего, еще и христианскими ценностями. Из-за поиска путей единения с западно- христианской Европой восточно-християнская Украина вызывает негативную реакцию у близкой ей по вере и культуре России. Однако всех солидаризирует необходимость противодействия терроризму.

Украине для поддерживания надлежащего уровня, ее национальной безопасности и суверенитета нужны нефть и газ Ирана, Ирака, Ливии и других исламских стран, выход на рынки Африки, Азии, Латинской Америки. Знает ли украинская власть, как работать на этих 'полях', и способна ли она это делать?

'Единоверная православная Россия' (точнее - российская власть) во имя своей 'исторической миссии' пытается лишить Украину возможности свободного выбора, чем дальше, тем сильнее натягивая цепи энергетической зависимости, в том числе набрасывая их и на центральноазиатские постсоветские страны и Кавказ (потому что их нефть и газ и транспортный потенциал могут облегчить Украине реализацию ее 'незалежницьких' амбиций). Предлагаются и более лояльные формы удержания 'независимой' в поле российского притяжения. Например, через предложение вместе реализовать идею создания вокруг Нового Иерусалима - Киева (а не Москвы) поствизантийской империи как духовно-религиозного пространства, общего для содружества наций - России, Украины, Беларуси, Армении, а также Болгарии, Греции, Грузии, Кипра, Македонии, Молдовы, Румынии, Сербии, Черногории.

Тем государствам-соседям, которые не хотят Украину 'отпускать', и тем, которые не имеют желания ее 'принимать' в свое сообщество, привлекательной кажется идея Украины как моста между Западом и Востоком, Севером и Югом. К сожалению, не принимается во внимание и то обстоятельство, что мост - объект пассивный, который топчут, по которому двигаются, который эксплуатируют, иногда чинят: И, бывает, оставляют разрушаться - дешевле построить новый переход. Вряд ли заинтересует 'мостовая' перспектива Украину, которая большую часть своей истории была не субъектом геополитики, а объектом реализации чужих интересов.

Не более ли приемлемой для Украины будет национальная идея Нового Вавилона? Вспомните библейскую легенду о первопричине языковой и территориальной разделенности людей, которые после Потопа были единым народом, пользовались одними словами, имели общий язык и начинали вместе строить город Вавилон и башню до небес, чтобы иметь ориентир и не разойтись по миру. Тогда сошел на землю Яхве, перемешал языки так, чтобы один не понимал другого, и развел людей по всей земле.

Сегодня глобализация объединяет мир и его разноязычное и разнокультурное население, даже если это единение происходит через конфликты. Планета становится все более тесной. Поэтому на смену времени, когда разбрасывали камни, приходит время камни собирать. Нужно строить Новый Вавилон. Украина благодаря своему географическому положению и своему этнокультурному и этноцивилизационному многообразию имеет все возможности и основания стать территорией для диалога и понимания разных культур и цивилизаций, согласования и реализации их экономических и научно-технологических интересов в сочетании с реализацией интересов своих собственных. Осуществление этой перспективы решающим образом зависит от инициативности и эффективности украинской власти.

Если бы текущая политическая практика давала основания считать, что для формирования и реализации своей геополитической субъектности на самом деле 'Украина сосредотачивается', не возникало бы желания после этих выделенных кавычками и вынесенных в заглавие статьи А. Окары слов поставить знак вопроса.

N111, четверг, 23 июня 2005

Виктор Котигоренко - доктор политических наук