БЕСЛАН, Россия - Отмена в России региональных выборов, ставшая ответной реакцией на бесланскую трагедию, привела к плохим последствиям. Вместо того, чтобы обеспечить наведение порядка на Северном Кавказе, она приводит к пополнению рядов борющихся против Кремля.
Официальные лица заявляют, что реформа позволит им убрать коррумпированных региональных руководителей и в достаточной степени укрепить государство, чтобы ликвидировать наконец чеченских мятежников, стоявших за захватом заложников в Беслане в сентябре прошлого года, когда погибло 330 человек.
Но полгода спустя после принятия этого закона те же самые представители элиты из двух самых неспокойных провинций - Северной Осетии, где находится Беслан, и Ингушетии - подтвердили свои мандаты на власть.
'С самого начала мы говорили, что вина (за Беслан) лежит на нашем президенте республики, а сейчас к власти пришел его ближайший помощник', - сказала Сусанна Дудиева, председатель комитета 'Матери Беслана'.
'И в этом мораль Кремля? Этих никуда не годных президентов надо привлекать к ответственности, а не вознаграждать: Москва ничего не делает. Мы живем в состоянии войны, но это их война, и они должны знать, как ее закончить', - говорит Дудиева, потерявшая во время захвата школы своего сына.
Даже самый высокопоставленный человек Путина на юге России, где расположен Северный Кавказ, предупреждал о том, что отмена выборов теряет поддержку Москвы и ведет к усилению коррупции.
'ПРОИЗВОЛ'
'Произвол властей создает апатию в обществе: Во многих регионах власти не имеют никакой поддержки у населения', - так написал в служебной записке Путину, сведения о которой попали в редакцию одной московской газеты, Дмитрий Козак.
Представители властей Северного Кавказа, такие как президент Ингушетии Мурат Зязиков, утверждают, что ситуация улучшается.
Наблюдатели же говорят об обратном.
'Обычные люди начинают думать, что они не важны. Кто бы ни представлял здесь Кремль, он не справляется со своими обязанностями', - сказал корреспонденту 'Reuters' Владимир Семенов, экс-президент все более нестабильного региона Карачаево-Черкесия.
'Если Кремль. . . прислушивается к мнению одного клана, а не к мнению общества, то даже всей федеральной армии не хватит, чтобы контролировать Кавказ', - заявил Семенов, командовавший российскими сухопутными силами в Чечне в период с 1994 по 1996 год.
На Кавказе идет война, центром которой является Чечня, где 100 000 российских солдат воюют уже 10 лет, но так и не смогли остановить сепаратистов. Война распространяется и в другие кавказские регионы, такие как Дагестан и Карачаево-Черкесия.
'В Дагестане постоянно звучат взрывы, происходят убийства. Идет война между милицией и народом. А в Чечне идет открытая гражданская война', - говорит представитель оппозиции ингушского парламента Муса Оздоев.
'Завтра такое может произойти и в Ингушетии: Тогда ситуация взорвется, и это будет очень плохо'.
Эта война в основном скрыта от внимания мирового сообщества. Но информация о ней попала на первые полосы мировых СМИ в сентябре прошлого года, когда 30 боевиков по приказу чеченского полевого командира Шамиля Басаева захватили 1300 заложников в школе города Беслана.
Половину убитых составили дети, причем большая их часть погибла во время неумело проведенной операции по освобождению заложников.
За этими событиями не последовало никаких реформ в сфере безопасности. Вместо этого Путин отменил выборы и пообещал сокрушить 'террористический интернационал'.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ РЕКРУТОВ ДЛЯ БОЕВИКОВ
Чеченцы, чья родина разорена в результате десятилетней войны, говорят о том, что кремлевская политика делегирования руководства 'антитеррористической операцией' зачастую коррумпированной местной элите ведет к еще большему пополнению рядов мятежников.
'Существует реальная опасность, что Россия может утратить свою популярность на Кавказе. А если это случится, нам придется начинать все с самого начала', - сказал корреспонденту 'Reuters' про-осковский чеченский политик Бислан Гантамиров.
Однако, по мнению аналитиков, Москва опасается, что резкие изменения приведут к утрате поддержки элиты и в то же время не принесут с собой поддержки населения. И такая ситуация будет пока сохраняться, поскольку для Москвы 'старый друг лучше новых двух', пусть этот друг и плох.
'Козак должен сменить руководство на Северном Кавказе, однако его главная задача - сделать так, чтобы ситуация не ухудшилась', - считает аналитик из московского Центра Карнеги Николай Петров.
'Стабильность для Кремля важнее всего: К сожалению, стабильность на Кавказе обеспечивается колоссальными суммами российских денежных средств. Пока цены на нефть высоки, все нормально. Но что произойдет в будущем, когда этих денег не будет?' - спрашивает он.