Московская газета 'Известия', анализируя отношения между Россией и Североатлантическим альянсом еще задолго до сегодняшнего визита в Москву генерального секретаря НАТО Яаапа де Хоопа Схеффера (Jaap der Hoop Scheffer), писала о 'вынужденной дружбе'. Данная характеристика, как и прежде, полностью соответствует положению дел. Президент России Владимир Путин, в частности, не раз превозносил сотрудничество двух сторон как 'реальный фактор обеспечения международной стабильности'. Мол, определенные успехи достигнуты также в борьбе с международным терроризмом. В результате более надежными стали прежние границы бывшего Советского Союза, что в интересах России. Поскольку границы с бывшими советскими республиками остаются, как и прежде, прозрачными. Поэтому Россия, сказал недавно глава Кремля на заседании Совета национальной безопасности, готова строить отношения с НАТО 'на совершенно новом уровне', даже если стороны не всегда придерживаются единой точки зрения.
Подводных камней действительно все еще хватает. Москва, не видящая по-прежнему 'обоснованных аргументов в пользу географического расширения' НАТО, с явным раздражением отреагировала на заявление главнокомандующего военно-морскими силами НАТО в Южной Европе адмирала Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте (Ferdinando San Felice di Monteforte) о проведении в следующем году военно-морских маневров не только на Средиземном, но и на Черном море. Россия - с ее стороны в маневрах примут участие два корабля береговой охраны - не даст на это мандат, тут же ответил министр обороны Сергей Иванов. Из добрых побуждений: поскольку Украина и Грузия могут посчитать расширение района проведения маневров как свидетельство скорого начала переговоров о вступлении в НАТО. Поскольку их начало, видимо, и для Москвы является вопросом времени, Кремль пытается максимально затянуть вывод своих войск из Грузии и из молдавского сепаратистского Приднестровья.
Это вопрос, которого Схеффер и Путин сегодня тоже не могут не коснуться. К тому же ОБСЕ и Совет Европы поддерживают молдавский парламент, определивший для Москвы в середине июня новый крайний срок для вывода техники и военнослужащих - в настоящее время там находятся 2000 человек. В ином случае, по словам одного из западных дипломатов в молдавской столице Кишиневе, ОБСЕ не ратифицирует Договор об ограничении обычных вооруженных сил Европе.
Ситуацию при этом усложняет то обстоятельство, что вывод Москвой войск из Грузии представляет собой всего лишь перегруппировку сил. В частности, в конце мая стороны после долгих переговоров договорились о том, что Россия до конца 2008 года закроет две последние из четырех ранее существовавших баз. Техника и личный состав - в общей сложности 5000 военнослужащих - должны, однако, быть переброшены для усиления на военную базу Москвы в Гюмри, что в соседней Армении. Это вызывает ожесточенное сопротивление со стороны другой кавказской республики: Азербайджана, который с 1988 года воюет с Арменией за Нагорный Карабах. Регион принадлежит Азербайджану, однако его жители - почти исключительно армяне. Передислокация войск Москвы в Армению может вновь подогреть конфликт. Тем более что ястребы в Азербайджане оказывают все большее давление на слабого главу государства Ильхама Алиева. В результате урегулирование конфликта откладывается на неопределенное будущее.