Предложение китайской 'Cnooc Ltd.' о приобретении компании 'Unocal' за 18,5 миллиарда долларов станет проверкой Америки на храбрость по двум важным вопросам: свободная торговля и стратегическая линия внешней политики США по предоставлению Китаю шанса на вхождение в глобальную экономику.
Представители компании 'Cnooc Ltd.' говорят, что эта заявка на приобретение носит 'дружественный характер', однако она одновременно имеет целью перевесить сделанное ранее американским нефтяным гигантом 'Chevron' предложение на сумму в 16,5 миллиард долларов. Такое предложение 'явно предпочтительнее для акционеров 'Unocal', заявил генеральный директор 'Cnooc Ltd.' Фу Ченг Ю на явно капиталистическом жаргоне, который можно услышать от любого игрока с Уолл Стрит в сфере слияний и приобретений. 'Cnooc Ltd.' является третьей по величине китайской нефтяной компанией, и похоже, что она готова приплачивать за то, чтобы получить доступ к резервам, так необходимым для удовлетворения ненасытного аппетита страны в источниках энергии.
Поскольку предложение исходит от Китая, 'Cnooc Ltd.' 'прогонят сквозь строй' американской политики. Пара представителей-республиканцев от Калифорнии, Дункан Хантер и Ричард Помбо, направила президенту Бушу письмо, предупреждая его о том, что заявка на приобретение девятой по величине нефтяной компании Америки 'вызывает сильную озабоченность относительно рабочих мест в США, производства энергии и энергетической безопасности'. Они хотят, чтобы эта заявка была передана на рассмотрение Комитета по иностранным инвестициям, межведомственный орган, отвечающий за то, чтобы продажи активов не угрожали национальной безопасности.
Рассмотрение комитета - это хорошо. Но решение о том, принимать или нет предложение 'Cnooc', должно оставаться за акционерами 'Unocal', как и почти любое другое решение о передаче собственности. 'Unocal' имеет значительные нефтяные и газовые активы в Азии, и в этом смысле компания выглядит как вполне подходящее коммерческое приобретение. США также по праву требуют от Китая отменить контроль за капиталами, поэтому запрет Китаю на вхождение на рынок Соединенных Штатов будет выглядеть некоторым лицемерием. Между прочим, это предложение частично финансируется двумя вполне американскими компаниями: 'Goldman Sachs' и 'J.P. Morgan'.
Что касается безопасности США, то протекционистам из Конгресса следовало бы просчитать последствия отказа на такое предложение. Если американские или другие энергосырьевые активы свободного мира окажутся для Китая недосягаемыми, он будет только рад заключить сделки с государствами-изгоями.
К ним относится Иран, с которым китайская 'China Petroleum & Chemical Corp.' подписала в прошлом году контракт на поставку природного газа в течение следующих 20 лет. С этого времени Пекин очень активно работает над тем, чтобы ядерные амбиции Тегерана не включались в повестку заседаний Совета Безопасности ООН. То же самое относится и к Судану, где китайская 'China National Petroleum Corp.' является крупнейшим инвестором в нефтяной промышленности. Не случайно, что Пекин стремится смягчать резолюции ООН с критикой в адрес хартумского правительства, поощряющего насилие в провинции Дарфур.
'Cnooc' большей частью принадлежит государству, однако это и самая европеизированная из нефтяных компаний страны. Большинство китайских государственных компаний содержат в своем штате десятки тысяч рабочих с политической целью финансового попечительства, однако 'Cnooc' имеет лишь 2500 человек персонала. Глава компании получил образование в США, и она активно заключает договоры о создании совместных предприятий с иностранными фирмами. Это именно тот тип смешанных частно-государственных компаний, которые должны появляться по мере того, как Китай продолжает свой переход от коммунизма к капитализму.
Если государственным компаниям запретить покупать американские активы, то довольно значительное количество фирм из Европы, Латинской Америки и Азии лишатся того, что они уже имеют. Мы можем предусмотреть возможность блокирования некоторых китайских попыток приобретения собственности, если они того заслуживают. Однако планка при этом должна быть достаточно высокой и сведена к серьезным вопросам, связанным с национальной безопасностью. Активы энергетической компании, чьи акции имеют хождение на бирже, под такой критерий не попадают.
Иметь дело с такой мощно развивающейся державой как Китай - дело нелегкое. И американская политика разумно делится на две части: завлекает эту страну в экономическую паутину свободного рынка и в то же время отталкивает ее прочь, когда та начинает представлять военную угрозу. Последний момент показывает коммунистическим руководителям Пекина, что за безрассудный национализм им придется расплачиваться, а первый дает им шанс на участие в мировой торговле и на процветание. Свободная торговля также помогает формировать средний класс Китая, который со временем потребует больших политических свобод.
Обеспечить такой баланс трудно, но администрация Буша почти все делает правильно. Отказ государства в сделке по приобретению 'Unocal' при условии, что ее акционеры данную сделку одобрят, даст Китаю совсем не тот сигнал и еще больше затруднит для Соединенных Штатов сотрудничество с этой страной по реальным вопросам безопасности. Тот факт, что китайская нефтяная компания хочет купить американскую, является признаком прогресса, а не поводом для беспокойства.