Политический ландшафт на территории бывшего СССР меняется самым драматическим образом. Правящие режимы рушатся один за другим. Какая страна на очереди? Хотя в последнее время наибольшее внимание привлекают вооруженные восстания в Узбекистане, представляется, что более благоприятные условия для поворота к демократии существуют в Азербайджане.
Для Запада, и в особенности крупных нефтяных компаний, эта прикаспийская страна с восьмимиллионным населением имеет особое значение. В прошлом месяце наконец вступил в строй трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который свяжет азербайджанские - а в будущем и казахские - нефтяные месторождения с западными рынками. Однако политическая атмосфера в стране отличается от деловой, и не в лучшую сторону. Два года назад в результате сомнительных выборов президент Ильхам Алиев - молодой человек с явной склонностью к 'красивой жизни' - унаследовал власть от своего отца Гейдара. Мирные демонстрации на улицах азербайджанской столицы Баку, вызванные подобной процедурой 'престолонаследия', были безжалостно разогнаны полицией. Два человека погибли, сотни получили ранения.
Сегодняшняя ситуация в стране может вызвать лишь горькую иронию. Ведь именно Азербайджан стал первой мусульманской страной, где была создана демократическая республика и введено всеобщее избирательное право. Под руководством партии 'Мусават' и ее лидера М.Э. Ресулзаде, ставшего президентом страны, Азербайджан в 1918 г. был принят в Лигу Наций, но позднее страна была аннексирована Советской Россией. Подобный исторический опыт позволяет предположить, что азербайджанцы не станут долго терпеть авторитарный режим, а при переходе к демократии страна не встретит особых затруднений.
И действительно, демократические перевороты в Грузии, на Украине и в Кыргызстане вдохновили азербайджанских демократов. Прозападная оппозиция - сегодня она вновь собралась под крылом партии 'Мусават' - уже обладает высоким нравственным авторитетом, которым никогда не пользовалась правящая элита, состоящая в основном из бывших коммунистических функционеров, выступавших в свое время против независимости Азербайджана. В отличие от нынешнего режима, лидеры демократического блока представляют все слои азербайджанского общества; их популярность в широких массах, вдохновленных примером соседней Грузии, усиливается.
Тем не менее, пока Азербайджан можно отнести только к категории 'псевдодемократических' государств. Положения его конституции, наличие парламента, структура государственных институтов и номинальная независимость судов создают иллюзию демократии - впрочем, эта проблема характерна для всего региона в целом. На деле же политическую жизнь Азербайджана определяют клановые интересы, кумовство, алчность и коррупция. В последние два года руководство страны, осознающее растущую угрозу своей власти 'снизу', наращивает усилия по подавлению оппозиционных партий и неправительственных организаций, а также ограничивает свободу слова и собраний.
Один из лучших азербайджанских журналистов, Эльмар Гусейнов, часто выступавший с критикой правящего режима, был застрелен в подъезде собственного дома. Убийцы так и не были задержаны. Это преступление потрясло страну; оно до жути напоминает 'дело Георгия Гонгадзе', украинского журналиста-диссидента, как утверждается, обезглавленного сотрудниками спецслужб. В ходе прошлогодней 'оранжевой революции' на Украине судьба Гонгадзе стала символом мученичества.
Из-за подобного пренебрежения гражданскими свободами и использования государственного террора между властью и народом Азербайджана разверзлась настоящая пропасть. Этот раскол усугубляется трудной экономической ситуацией. Несмотря на нефтяные богатства страны, почти половина азербайджанцев живет за чертой бедности. Беженцы, покинувшие Нагорный Карабах во время конфликта с Арменией, разразившегося в этом регионе более десяти лет назад (их число достигает миллиона человек), до сих пор не имеют крыши над головой. В то же время семья Алиевых и их друзья богатеют за счет монопольных позиций в бизнесе. Судебная система прогнила насквозь - она укомплектована некомпетентными и коррумпированными судьями, беспрекословно выполнявшими волю властей в ходе показательных политических процессов, последовавших за демонстрациями 2003 г.
Опасность здесь заключается в том, что народное недовольство может найти выход в исламском экстремизме, как это происходит в Узбекистане. По данным одного недавнего опроса, 20% азербайджанцев выступают за введение в стране законов шариата. Однако, в особенности после гибели Гусейнова, в стране активно формируется гражданское общество. Непосредственным стимулом для этого стали события в Грузии и на Украине. Новые политические организации сегодня решительнее, чем когда-либо, требуют отставки г-на Алиева и его правительства.
Среди них выделяются две организации - 'Йох' (по-азербайджански это слово означает 'Нет') и 'Движение 16 октября'. 'Йох', созданный по образцу украинской организации 'Пора', состоит в основном из студентов. Именно эта группировка сыграла решающую роль в организации демократического митинга в Баку 4 июня, в котором приняли участие до 20000 человек. Тот факт, что тысячи людей вышли на демонстрацию в поддержку свободных и честных выборов, вселяет надежду на то, что в результате парламентских выборов в ноябре этого года - каждый, кто следит за политическими процессами в Азербайджане, не может не осознавать критической важности этой даты - страна вступит на путь перемен. Власти, столкнувшиеся с мощным давлением внутри страны и из-за рубежа, не осмелились запретить демонстрацию.
'Движение 16 октября' основали семь лидеров оппозиции, последние 17 месяцев находящиеся за решеткой. Они не столь оптимистично оценивают перспективу мирных демократических перемен в Азербайджане. По мнению Рауфа Арифоглу - самого решительного из этих лидеров - режим будет действовать по 'узбекской модели': не колеблясь, применит силу для подавления акций протеста, если почувствует хотя бы малейшую угрозу собственной власти. Наблюдатели из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе недавно предостерегли бакинские власти, чтобы те воздерживались от применения силы против оппонентов внутри страны. Впрочем, не так давно правительство осуществило перестройку органов безопасности, повысив в должностях сторонников 'жесткой линии', организовавших разгон демонстраций в октябре 2003 г.
Все это должно вызывать самую серьезную озабоченность у западных политиков. Однако нынешние кризисы в Азербайджане и Средней Азии имеют и позитивную сторону. Авторитарные режимы по определению представляют собой угрозу для международной стабильности и мирового порядка. Следует отметить и то, что цель подлинно демократических движений заключается не в простой смене одного правителя на другого. Они стремятся к основополагающему изменению правил игры, определяющих отношения между властью и гражданами. Запад - по аналогии со своими заявленными целями на Ближнем Востоке - должен решительно поддержать переход к подлинной демократии в Средней Азии, будь то в Узбекистане, Кыргызстане или Азербайджане.
Г-н Хуссейнов - азербайджанец по национальности, профессор экономики в университете Биилкент (Анкара)