Политический год подходит к концу. Он начался смертью Арафата, а заканчивается провалом Европейской конституции. Политические потрясения коснулись всех крупных игроков, выступавших на подмостках международной сцены.
Россия продолжает свое движение в никуда. Владимир Путин пообещал больше не отступать ни на шаг с этого пути. Его уже дважды избрали президентом, а чеченцы так и не сложили оружие. Вдобавок, Украина, потрясенная грубостью российского вмешательства в ее дела и обеспокоенная отходом от демократических принципов в России, окончательно от нее отвернулась, а ведь она была житницей, снабжавшей Россию хлебом, колыбелью российской государственности и религии.
Сидя на нефтяной кубышке и ядерных запасах, Россия устремилась назад, в прошлое, создавая новый тип авторитарного правления. А поскольку былой мощи уже нет, она замкнулась в горькой ностальгии. Такое развитие событий нам сейчас совсем небезразлично, поскольку в Европе тоже все плохо. Ее интеграционная динамика ослабла, ЕС буксует на месте, а создание политического союза отложено до греческих календ. Но это еще не самое худшее.
Французский и голландский референдум открыли нашему взору зияющую пропасть между простыми гражданами и политиками. Левые и правые партии, не выдерживающие суровой критики со стороны населения, распадаются и увязают во внутренних раздорах, они больше не в состоянии вести за собой народ, который отворачивается от них и ищет других лидеров. Сейчас уже больше нет той веры в крупные политические силы, вокруг которых строились европейские демократии, она осталась в прошлом веке.
Говорят, что когда старое исчерпано, рождается новое. Да, безусловно, но этот переход редко получается осуществить быстро, его могут ускорить лишь сильные потрясения, а сейчас как раз создалась благоприятная почва для расцвета разного рода демагогии и расшатывания политической стабильности. Не только для Союза в целом, но и для отдельных его членов предстоящие годы будут весьма непростыми.
А что же США? Если сравнивать их положение с европейским, у них все спокойно. Но если присмотреться внимательно, это совсем не так. И здесь тоже, самое худшее не видно сразу. США накопили опасный объем долгов. Американской экономике может грозить структурный кризис, но поскольку сила внушает доверие, грозы, может быть, еще можно будет избежать.
Однако настоящая опасность для Америки кроется в стремлении ее руководства принести демократическую революцию на Ближний Восток.
Их рассуждения вполне понятны. Им кажется, что диктаторские режимы, которые Вашингтон поддерживал в годы холодной войны, теперь обречены и их будущее США обеспечат, насаждая там свободу. Они считают, что созданные таким образом режимы продержатся еще долго и исламисты будут вынуждены умерить свой фанатизм, им на смену придут умеренные лидеры. Но все больше ослабляя и так загнанные в угол иракские власти, они рискуют лишь усугубить хаос, царящий в этой стране.
США играют с огнем, они слишком уверены в себе. Россия слишком слаба, а в Европе разлад - Америка слепо верит в то, что ее влиянию в мире уже ничего нельзя противопоставить. Сегодня это не может не беспокоить нас всех.