Вашингтон, 28 июня 2005 года. Нарастающая неудовлетворенность в связи с тем, что за прошедший год не удалось оживить шестисторонние переговоры с Северной Кореей, побудила американских законодателей задаться вопросом, а нельзя ли надавить на Россию, чтобы она сделала больше для того, чтобы уговорить Пхеньян свернуть его программу разработки ядерного оружия.
Внимание к роли России было привлечено отчасти по причине потепления политических отношений и роста коммерческих связей между Москвой и Пхеньяном в последние годы. Когда-то тесные связи Москвы с Пхеньяном расстроились в 1990-е годы, когда распался Советский Союз, а Москва установила отношения с Южной Кореей. Но при российском президенте Владимире Путине Москва в последние годы начала восстанавливать мосты с Пхеньяном. Затворнический северокорейский лидер Ким Чен Ир (Kim Jong Il) несколько лет назад дважды ездил поездом в Россию, чтобы встретиться с г-ном Путиным, а российский президент является единственным среди крупных мировых лидеров, кто посетил Пхеньян.
"С учетом исторических связей России с Северной Кореей, принимая во внимание тот факт, что россияне имеют довольно тесные, основанные во многих случаях на личных контактах политические отношения и, безусловно, определенные экономические связи с северокорейцами, возникает вопрос, все ли имеющиеся в распоряжении России рычаги воздействия на Северную Корею используются?", - сказал главный американский переговорщик по вопросу Северной Кореи Кристофер Хилл (Christopher Hill) на слушаниях в одном сенатском комитете в этом месяце.
Российские официальные лица говорят, что могут взять себе роль посредников, но настаивают, что их возможности заставить Северную Корею прекратить попытки создать ядерное оружие куда меньше, чем возможности Китая, крупнейшего северокорейского донора помощи и торгового партнера. "Мы готовы помогать всем собравшимся за столом переговоров участникам", - сказал один российский дипломат. Но, добавил он: "Мы не можем сделать столько же, сколько могут китайцы. В наших силах разъяснить нашим северокорейским друзьям подход и позицию Соединенных Штатов".
Российский специалист по Корее Александр Воронцов, который в течение 2 лет, начиная с 2000 года, был на дипломатической работе в Пхеньяне, согласен с тем, что роль Москвы ограничена главным образом дипломатическим посредничеством. "Я считаю возможным для России доставлять Северной Корее важную информацию, и они на это согласятся", - сказал г-н Воронцов, который возглавляет исследования по Северной Корее в Институте востоковедения Российской Академии Наук в Москве.
Однако некоторые американские официальные лица сетуют, что россияне слишком пассивны и не используют тех рычагов влияния, которые имеют. Любые попытки Москвы по необходимости затрагивают персональный престиж Путина, а он не хочет прощупывать почву, чтобы выяснить, как далеко он может пойти", - сказал Чарльз Притчард (Charles Pritchard), который до 2003 года был специальным посланником Вашингтона по вопросу Северной Кореи.
Кэтрин Везерсби (Kathryn Weathersby), специалист по России в Международном центре для ученых имени Вудро Вильсона (Woodrow Wilson International Center for Scholars), которая занимается изучением Северной Кореи по документам советской эпохи, считает, что россияне могли бы оказать определенное влияние на Северную Корею, даже если у них стало гораздо меньше возможностей, чем было в прошлом у Советского Союза. Она отметила, что в отношениях Северной Кореи с Россией "гораздо меньше эмоций", чем в ее глубоких связях с Китаем, который господствует в регионе. Как результат, Москва, возможно, находится в лучшем, чем кто-либо другой, положении для того, чтобы предоставить Пхеньяну "спасающую лицо" возможность отказаться от его ядерного арсенала, сказала она.
Если бы у Москвы была политическая воля, сказала д-р Везерби, она могла бы стать игроком с нужным сочетанием влияния и нейтралитета, чтобы помочь заключению сделки с Пхеньяном.