Министр обороны Украины Анатолий Гриценко намерен провести разъяснительную кампанию среди сограждан, скептически настроенных по поводу присоединения страны к НАТО. Российский Черноморский флот, размещенный в Крыму, не является, по его мнению, препятствием на пути к вступлению в альянс.
Frankfurter Rundschau: Г-н Гриценко, правительство Украины заявило о намерении добиваться членства страны в Европейском Союзе и НАТО. Не останутся ли эти желания иллюзиями?
Анатолий Гриценко: Членство Украины в НАТО - это стратегическое направление нашей внешней политики, зафиксированное в различных государственных документах, таких как Закон о Совете национальной безопасности и обороны Украины. Президент Ющенко теперь убежден в правильности этого курса. Вопрос времени не имеет решающего значения, т.к. мы понимаем, что важнее сам процесс, который привязан к преобразованиям в экономике, внутренней политике, правовой системе, к реформе армии и к борьбе с коррупцией.
Frankfurter Rundschau: В декабре прошлого года Вы, говоря о возможных сроках вступления, назвали 2008 год.
Анатолий Гриценко: 2008 год не является нереальным, если нам удастся достичь определенных экономических и внутриполитических успехов. Рассчитываю, что вопрос нашего членства встанет на повестке дня после предстоящих в марте парламентских выборов.
Frankfurter Rundschau: Но население Украины относится негативно к возможности вступления страны в НАТО. Что Вы намерены предпринять для исправления ситуации?
Анатолий Гриценко: В настоящий момент за вступление в НАТО выступают лишь 25-30% граждан Украины. Однако через полтора года нам наверняка удастся убедить большинство в необходимости такого вступления. Потому, что половина граждан ничего не знает о программе 'Партнерство во имя мира'. Необходимо запустить информационную кампанию, чтобы объяснить, что НАТО - это не тот агрессивный блок, каким его многие представляли себе в течение многих десятилетий.
Frankfurter Rundschau: А российский Черноморский флот в Крыму не является препятствием на пути к вступлению в Североатлантический альянс?
Анатолий Гриценко: Пока что ни один официальный представитель НАТО не ставил условий, что Украина не сможет стать членом НАТО раньше 2017 года, т.е. срока истечения договора аренды с Черноморским флотом. Одно из формальных условий программы 'Партнерство во имя мира' - это стабильность границ. До тех пор, пока Россия и Украина будут уважать эти критерии, и пока Россия будет продвигаться на пути к демократии, опасений по поводу присутствия российского Черноморского флота на украинской земле не будет.
Frankfurter Rundschau: Может ли Украина продлить договор аренды на период после 2017 года?
Анатолий Гриценко: Прежде всего, мы должны выполнить условия договора от мая 1997 года и при этом убедиться, что присутствие российского Черноморского флота не противоречит украинскому законодательству. Украина не станет настаивать на досрочном выводе флота. Если такой вывод произойдет, то это будет российская инициатива. Конечно, теоретически до 2017 может быть принято любое решение.
Frankfurter Rundschau: В договоре о демаркации государственной границы между Россией и Украиной речь, в сущности, идет о том, что Киев не может подписывать соглашения о реадмиссии со странами Европейского союза, не имея аналогичных соглашений с Россией. Каковы перспективы этого процесса?
Анатолий Гриценко: Нам нужно будет прийти к взаимопониманию с Москвой, если мы хотим положить конец бесконтрольной иммиграции из стран Востока. Украина теряет на этом немало денег. Ведь она защищает страны западной Европы, являющиеся целью этих мигрантов. Ежегодно мы задерживаем около 15 тыс. нелегальных мигрантов. Нам нужен инструмент, с помощью которого мы бы смогли отправлять их обратно на родину.
Интервью провела Моника Юнг-Моуниб