Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дайджест ЭКСПО-2005, 13 - 26 июня (Часть III)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Государственный флаг Российской Федерации торжественно поднят на Всемирной выставке ЭКСПО-2005 в пригороде японского города Нагоя, где проходит национальный День России. Для участия в нем прибыла внушительная делегация примерно из 70 политиков, бизнесменов и деятелей культуры во главе с министром образования и науки Андреем Фурсенко. На церемонии открытия Дня России министр передал организаторам и посетителям выставки приветствие от Президента Владимира Путина и пожелал от его имени успешного проведения ЭКСПО-2005.

Продолжение. С предыдущей частью можно ознакомиться здесь.

Гудок, 18.06.2005

ЗАГОЛОВОК: День России на ЭКСПО

Государственный флаг Российской Федерации торжественно поднят на Всемирной выставке ЭКСПО-2005 в пригороде японского города Нагоя, где проходит национальный День России.

Для участия в нем прибыла внушительная делегация примерно из 70 политиков, бизнесменов и деятелей культуры во главе с министром образования и науки Андреем Фурсенко. На церемонии открытия Дня России министр передал организаторам и посетителям выставки приветствие от Президента Владимира Путина и пожелал от его имени успешного проведения ЭКСПО-2005.

Российская экспозиция посвящена теме 'Человек и природа' и призвана не просто продемонстрировать богатства страны, но и показать ее достижения в новейших технологиях.

Выступивший на церемонии от имени правительства Японии статс-секретарь МИД Сюдзэн Танигава указал на активный рост экономических связей между двумя странами. Примером их развития он назвал недавнее решение автомобильного гиганта 'Тойота' построить свой завод в пригороде Санкт-Петербурга.

Шефство над российским павильоном осуществляет японский город Тойота, где находятся базисные объекты одноименной компании. На День России шефы из 'Тойоты' привезли свыше полусотни детей, которые приняли участие в культурной программе. Ее украшением стал гала-концерт с участием прославленного хора имени Пятницкого, Духового оркестра московских кадетов и звезд балета Большого театра - Николая Цискаридзе, Надежды Грачевой, Владимира Непорожнего. Предполагается, что 18 - 19 июня посетители ЭКСПО увидят 'Снежное шоу' мима Вячеслава Полунина.

Российская экспозиция на ЭКСПО рассказывает о возможностях гармонии технического прогресса и природы. Центральным экспонатом павильона стал жилой дом, который не боится пожаров и наводнений, способен вынести 9-балльное землетрясение. Он построен из экологически чистых материалов и получает энергию путем переработки отходов. Гордостью космического раздела можно назвать модель космического челнока 'Клипер', на котором можно не только летать на орбиту, но и совершать экспедиции к Луне. В числе других экспонатов - макет электростанции, работающей на энергии прилива, и международного термоядерного реактора, способного дать миру практически неисчерпаемый источник энергии.

Глава Центризбиркома Александр Вешняков сегодня также лично представил в павильоне Государственную автоматизированную систему 'Выборы'. С ее помощью посетителям, в частности, предлагают проголосовать за кандидатуру Москвы, которая претендует на проведение ЭКСПО в 2015 году.

-----------------------------------------------------------

ИА "Якутское-Саха" (г. Якутск) , 18.06.2005

ЗАГОЛОВОК: Поздравление президента РС(Я) Вячеслава Штырова

Дополнительный импульс придан политике в области культурного и духовного развития: Республика Саха (Якутия) стала одним из главных участников Всемирной выставки ЭКСПО-2005 в Японии, провела Дни Якутии в штаб-квартире ЮНЕСКО и Совете Европы во Франции.

-----------------------------------------------------------

ИТАР-ТАСС, 19.06.2005

ЗАГОЛОВОК: Якутский бриллиант стоимостью 25 тыс долларов достанется десятимиллионному посетителю ЭКСПО-2005 в Японии

Десятимиллионный посетитель Всемирной выставки ЭКСПО-2005 в Японии получит якутский бриллиант стоимостью 25 тыс долларов.

Драгоценный камень весом в два карата - подарок заместителя премьер-министра Республики Саха /Якутии/ Евгении Михайловой, который она преподнесла в Нагоя организаторам экспозиции, посвященной теме мамонта. Его голова с огромными двухметровыми бивнями, найденная в Якутии, считается центральным экспонатом ЭКСПО и ее неофициальным символом. Она выставлена в главном павильоне выставки - "Глоубал хаус", посвященном истории развития Земли.

В субботу отмечен рекорд посещаемости ЭКСПО-2005. За один день здесь побывали почти 172 тыс человек. Всего же с момента открытия 25 марта международную экспозицию смогли увидеть 8,22 млн посетителей. 10-миллионная отметка, по прогнозам, будет достигнута уже в первой половине июля. К этому сроку японская сторона обязуется разработать метод выявления счастливчика, которому достанется бриллиант.

-----------------------------------------------------------

ИТАР-ТАСС, 19.06.2005

ЗАГОЛОВОК: Российско-японский культурных форум расширяет географию и делает ставку на молодежь

Успешно продолжает дело сближения народов двух стран Российско-японский культурный форум. К такому выводу пришли сегодня его участники - известные деятели культуры, представители властных структур, общественных организаций, средств массовой информации, собравшиеся в японском городе Кобэ.

Сам форум еще совсем юн /он был учрежден ровно год назад в Токио/, но его первые шаги оказались весьма уверенными. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: инициаторами создания форума выступили признанные профессионалы - Международная конфедерация театральных союзов в Москве и Центр исполнительских искусств в городе Сидзуока во главе с самым известным японским театральным режиссером Тадаси Судзуки. Началом их плодотворного партнерства стал теперь уже очень знаменитых проект "Русские сезоны" в Японии и "Японские сезоны" в России, родившиеся в 2002 году. Сейчас в Москве проходит уже второй японский сезон, организованный в рамках Международного театрального фестиваля им.Чехова. Выступая на форуме, его генеральный директор Валерий Шадрин рассказал какие невероятные аншлаги собирал только что в Москве традиционный японский театр "Но". А на подходе - "Иванов" Чехова в постановке Тадаси Судзуки.

Событием обещает стать и выставка выдающегося японского архитектора Арата Исодзаки. Он также был участников форума, где сказал, что с радостью отправляется в Москву. Экспозиция "Разрушенная заново Хиросима" откроется 25 июня в Музее архитектуры им. Щусева.

Название известного всему миру японского города Хиросима еще раз прозвучало на форуме, когда речь зашла о Национальном дне России, который состоялся 17 июня на Всемирной выставке "ЭКСПО-2005 в Нагое" и буквально потряс тысячи посетителей.

"Программа, представившая русский балет, была безупречна, превосходна и по-праву произвела настоящий фурор", - сказал видный японский балетмейстер и педагог Кэндзи Усуи. Участники форума сделали все возможное, чтобы показать столь восхитивший японцев концерт хотя бы еще один раз. В острой борьбе с конкурентами право принимать у себя звезд русского балета отвоевала Хиросима, где блистательный дивертисмент будет показан 20 июня. "Однако все билеты на концерт уже проданы", - констатировал представитель Хиросимы, выступивший на сегодняшнем заседании. "Создавая Российско-японский культурный форум мы не ожидали, что он станет таким живым, развивающимся, эффективным делом", - признался руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаил Швыдкой. Он призвал и дальше расширять географию культурных обменов, не ограничиваясь лишь столицами и крупными городами, а также как можно активнее привлекать творческую молодежь.

Развивая тему, участники встречи высказались за то, чтобы в дальнейшем больше внимания уделить молодым талантам. Так, поступило предложение в 2006 году организовать передвижную выставку произведений современных российских художников, которая проехала бы по всей Японии. Есть замысел познакомить японцев с новым российским кино, устроить совместные семинары молодых кинематографистов двух стран. Подобные контакты наладить и среди молодых композиторов. А вот совместная театральная школа уже практически создана. О ней договорились художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков и Тадаси Судзуки, предполагается, что первые уроки пройдут в Японии с 1 по 14 августа.

Прозвучало и еще одно любопытное предложение - учредить премию форума лучшему переводчику с русского и японского языков.

Словом, планов намечено превеликое множество. Но, судя по реакции участников форума, они полны энтузиазма их выполнить. В следующий раз договорились собраться осенью 2006 года. Место встречи назначили в "Парке искусств" деревне Того, где почти 30 лет назад Тадаси Судзуки создал поистине уникальный театральный комплекс.

-----------------------------------------------------------

Московский комсомолец, 20.06.2005

ЗАГОЛОВОК: ОТ А ДО Я. НАШИ КОРАБЛИ В ЯПОНИИ

На Всемирной выставке "ЭКСПО-2005" в японском городе Нагоя министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко открыл Национальный День России. Тема участия России в "ЭКСПО-2005" - "Гармония ноосферы". В российском павильоне представлены пилотируемый многоразовый корабль "Клипер", аппарат для космического туризма - многоразовый корабль "С-ХХI", плавучая атомная электростанция, перспективные нанотехнологии и другие разработки. Павильон России - один из наиболее популярных: ежедневное число посетителей составляет 15-20 тыс. человек.

-----------------------------------------------------------

Московский комсомолец, 20.06.2005

ЗАГОЛОВОК: МАМОНТ В ЯПОНСКОЙ ЛАВКЕ

Пока Россия пела и плясала, весь мир ушел далеко вперед

В пятницу на Всемирной выставке "Экспо-2005" в Нагое прошел Национальный день России. В этот день наше государство осуществило попытку мощной культурной экспансии за пределами собственного павильона. Экспансия вполне удалась и в очередной раз заставила повторять, что "в области балета мы впереди" сами знаете чего.

За право проведения "Экспо" страны бьются не меньше, чем за Олимпийские игры. Нам пока не повезло ни разу: этот год выиграла Япония, следующая "Экспо" осталась за Испанией. В Нагое Всемирная выставка занимает 173 гектара (примерно две ВДНХ), где 120 стран установили свои павильоны и воплотили девиз "Мудрость природы", попытавшись слить ее в экстазе с высокими технологиями. Однако не каждой стране это удалось.

9.00. Российский павильон посетителей почему-то встречает фотографическим портретом очень голубоглазого президента Путина на стене. А буквально через несколько шагов - скелет огромного мамонта, отрытого в Якутии в 2002 году. Замерз этот субъект в расцвете сил (53 года). Федор Шидловский, представлявший мамонта, гордится сохранностью экземпляра и уверяет, что это и есть та самая изюминка, которая проявляет природную мудрость России. Изюминка, правда, очень древняя - пролежала в земле 18 тысяч лет и недурно сохранилась.

А вот достижение человеческой мудрости - модуль, который через три года позволит любому слетать в ближний космос. Цена билета - всего 100 тысяч долларов. Впрочем, других мудростей - художественных и концептуальных - российский павильон не представил. Но размышлять на эту тему особенно некогда, потому что начинается культурная программа. Она затеяна с поистине русским размахом: более трехсот участников, продолжительность четыре с лишним часа и не носит исключительно фольклорного характера, как бывает в таких случаях. Фольклорный пролог отдан старейшему хору Пятницкого, который лихо разогревает публику. Культурную программу на "Экспо" проводят Федеральное агентство по культуре (Михаил Швыдкой приехал в день открытия) и Международная конфедерация театральных союзов, ее полностью профинансировало агентство. Затем - скромная официальная пауза, за которую успевают поднять государственные флаги России и Японии, две короткие речи (от России говорит министр образования и науки Андрей Фурсенко). А дальше идет то, от чего японцы заходятся всегда, - классический балет.

Балету приходится нелегко: духота и влажность, а танцевать на покрытии из линолеума небезопасно. Балетное отделение открывает Николай Цискаридзе с молодой, но весьма перспективной солисткой Нелли Кабакидзе отрывком из "Раймонды". Затем на ура идут фрагменты из "Жизели", "Дон Кихота", "Лебединого озера", "Спартака"...

В антракте иду за кулисы. Цискаридзе - мокрый как мышь.

- Жарко? - спрашиваю его.

- Не жарко - очень влажно, мышцы от этого расслабляются. Но хуже тем, кто поет. Так, как японцы любят балет, - так не любят его нигде. Считают, что Чайковский - это их все. Подарки дарят, у многих из нас здесь есть свои сайты и фантастические поклонники. Например, одна пара ездит за мной практически по всему миру.

- Состоятельные люди могут себе такое позволить.

- Я бы не сказал, что состоятельные. Например, у Сережи Филина есть фанатка - менеджер одного магазина. Сережа предложил ей: "Давай я куплю тебе билет на самолет, сколько можно летать за свой счет?" - "Спасибо, не надо, иначе я не смогу сказать тебе то, что я думаю".

- Коля, скажи, ты оправился от травмы?

- Нет еще. Я делаю то на сцене, что могу. Пока не танцую "Баядерку", "Лебединое озеро".

- А правда, что ты больше не будешь работать в мюзикле "Ромео и Джульетта"?

- Нет, я работаю. Вот из Японии как раз приеду, и у меня будет спектакль.

- Какие планы на лето?

- В отпуск еду в Канн к друзьям.

Заключительная часть программы - оперная, и ее представляют певица Ирина Мусаэлян, сильный красивый тенор Тигран Макинян и композитор Александр Лавров с ансамблем музыкантов. Эта компания показала весьма оригинальный блок из оперных шлягеров в современной обработке.

А за кулисами нарисовался Слава Полунин - в красной майке, соломенной шляпе, хитро смеется. Он еще не успел засыпать японцев своим "Сноу-шоу": на "Экспо" ему выделили отдельный павильон на 500 мест.

- "Сноу-шоу" ты играешь давно. А как насчет новой программы?

- Я сейчас сыграл новую в Новосибирске, но буду ее переделывать. У меня так всегда.

- А что это за история со спектаклем "Бабы дуры"?

- Да, есть такая задумка - сделать три бала: один - в пижамах, второй - в свадебных платьях, третий - на Лысой горе.

- Тебе бабы не требуются? А то у меня подходящая пижамка имеется.

- Приходите, посмотрим, как проявитесь.

Обойти на "Экспо" все павильоны в один день - нереально. Интересно там, где длинные очереди. А очереди - у канадцев, бельгийцев, швейцарцев, и, конечно же, не попасть в павильоны Японии. В павильоне "Тойоты" работает оркестр роботов-музыкантов, а в другом японском павильоне демонстрируется чудо хай-вижн. Длинная очередь здесь в какой-то момент оказывается внутри земного шара, и на посетителей с огромной скоростью несутся реки, горы, вокруг плавают морские рыбы. Людей опутывают корни деревьев, и здесь как нигде чувствуешь, что русский павильон, увы, остался далеко в позапрошлом веке. И только русский балет и русское искусство способны за него ответить. Уязвимость русской экспозиции не спас даже г-н Вешняков, почему-то демонстрировавший преимущества и продвинутость российской избирательной системы.

-----------------------------------------------------------

Коммерсантъ, 20.06.2005

ЗАГОЛОВОК: Экспопарк ледникового периода

На ЭКСПО-2005 прошел День России

На всемирной выставке ЭКСПО-2005 в Японии ("Ъ" писал об ее открытии 31 марта) прошел День России. Представленная Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Международной конфедерацией театральных союзов программа скрасила впечатления от российского выставочного павильона. Из Нагой - РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Всемирная выставка ЭКСПО, развернутая в префектуре АЙТИ, рядом с городом Нагоя, длится полгода. Разумеется, далеко не все страны-участницы (а представлено большинство государств мира) удостаиваются права занять внимание посетителей на целый день, показать культурную программу и поднять на самых важных площадях территории свои государственные флаги. Это именно право - администрация выставки собственных средств в подобные мероприятия не вкладывает. Не надо объяснять, что Россия в таких случаях часто ограничивается традиционным набором номенклатурного фольклора. Однако в этом году Федеральное агентство по культуре и кинематографии решило изменить традицию.

Но без фольклора не обошлось - День России начался с выступления хора имени Пятницкого. С раннего утра (программа началась в десять) публика буквально осаждала ЭКСПО-дом - главную концертную площадку выставки, летний театр на три тысячи мест. Но основной приманкой для зрителей были не стилизованные песни и не речи официальных лиц, в числе которых был глава официальной делегации России министр науки и образования Андрей Фурсенко, а гала-концерт Большого театра. Нигде в мире не любят русский балет так, как в Японии. Здесь буквально млеют от нашей балетной классики. К тому моменту, когда на сцене ЭКСПО-дома появился Николай Цискаридзе, в зале не осталось ни одного места.

Концертная сцена - не лучшие подмостки для балета, и поэтому лирические сцены, в частности, из "Жизели" смотрелись менее удачно, чем задорные фуэте из "Дон Кихота", которые и на стадионе могут завести любую публику. Важно другое: Россия не просто "отделалась" в этом году от всемирной выставки. Культурная программа даже переросла рамки одного дня. После балетного гала состоялся концерт певицы Ирины Мусаэлян с современными вокальными аранжировками. В следующие два дня состоялись показы "сНежного шоу" Славы Полунина - кстати, Япония оставалась одной из немногих театральных стран мира, где этот спектакль до сих пор не бывал. Спектакль, конечно, далеко не новый, но он настолько далек от официозного имиджа России, что его участие в государственной программе почти беспрецедентно.

Особенно выигрышно смотрится культурная программа на фоне экспозиции российского павильона, организованной Торгово-промышленной палатой. Вообще, концепция ЭКСПО сегодня расплывчата. Господин Фурсенко назвал выставку "торговой олимпиадой", но определение верно только в том смысле, что на территории ЭКСПО много киосков. Скорее всего, столь дорогостоящее мероприятие просто служит добрую службу для удовлетворения амбиций страны-хозяйки. Не случайно, что следующие выставки пройдут в Китае и Корее. Так или иначе, но из этой неопределенности каждый выкручивается как может.

Почти все павильоны развитых государств больше похожи на экспозиции какого-нибудь модного форума современного искусства, чем на рекламу товаров. К примеру, Канада и Франция показывают элегантные видеоинсталляции. Кто-то относится к ЭКСПО как к туристической выставке. Так, Швейцария построила внутри павильона гору, посетители сначала ходят как бы по ледяной пещере внутри нее, а потом поднимаются по лестнице и оказываются на смотровой площадке в альпийской долине, под ярким голубым небом и среди снегов - бутафория, конечно, но из павильона уходишь с желанием поскорее посетить эту чудную страну. Иные восточные страны, у которых нет денег и дизайнерских амбиций, устраивают в павильонах большую распродажу экзотических сувениров собственного производства. Что же, и такие мотивы понятны.

Российский павильон похож на получивший неожиданное халявное финансирование областной краеведческий музей. Вот отдел природы, вот национальные костюмы, вот стенды с достижениями местной промышленности, вот детские рисунки. Ни стилистически, ни по смыслу ничто ни с чем не монтируется. Как будто перевелись в России талантливые дизайнеры. Деньги на павильон растрачены наверняка большие, а мышление у его авторов, судя по всему, доисторическое, совковое. Смешно, но самым популярным экспонатом оказался большой скелет мамонта, обнаруженный несколько лет назад в Якутии. Японцам ископаемое очень нравится, на его фоне можно замечательно сфотографироваться. А то, что вся экспозиция России смотрится как ископаемое выставочной индустрии, японцы никогда не признают. Слишком вежливые.

Символично, что посетителей нашего павильона встречает большой портрет президента Путина (я обошел несколько десятков экспозиций, и лик руководителя государства над дверями встретился мне еще только в одной - у Мавритании), а провожает - компьютерная избирательная урна. Публике предлагают избирательные бюллетени с вопросом "Поддерживаете ли Вы проведение Олимпиады 2012 года в Москве?". Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков, приехавший на ЭКСПО в составе правительственной делегации, чтобы продемонстрировать чудеса отечественной демократии, лично агитировал посетителей голосовать за Москву. Сколько членов Международного олимпийского комитета было в этот день среди гостей российского павильона, осталось тайной.

-----------------------------------------------------------

Русская Ювелирная сеть - новости, 20.06.2005

ЗАГОЛОВОК: Десятимиллионный посетитель ЭКСПО-2005 в Японии получит якутский бриллиант

Десятимиллионный посетитель ЭКСПО-2005 в Японии получит якутский бриллиант

Как передает ИТАР-ТАСС, драгоценный камень весом в два карата - подарок заместителя премьер-министра Республики Саха (Якутия) Евгении Михайловой, который она преподнесла в Нагоя организаторам экспозиции, посвященной теме мамонта.

В субботу, 18 июня, отмечен рекорд посещаемости ЭКСПО-2005. За один день здесь побывали почти 172 тыс. человек. Всего же с момента открытия 25 марта международную экспозицию смогли увидеть 8,22 млн посетителей.

10-миллионная отметка, по прогнозам, будет достигнута уже в первой половине июля. К этому сроку японская сторона обязуется разработать метод выявления счастливчика, которому достанется бриллиант.

-----------------------------------------------------------

Радиокомпания "Маяк": Новости, 21.06.2005

ЗАГОЛОВОК: День российской культуры на ЭКСПО-2005

Традиционная выставка мировых достижений ЭКСПО в этот раз проходит в Японии. В ее рамках прошел и День российской культуры. Рассказывает Майя Крылова.

Всемирная выставка ЭКСПО в Нагое - это первое мероприятие такого рода в XXI веке и посвящено оно, как сейчас модно, экологической теме. Девиз ее: "Человек и природа". Этому же посвящен и российский павильон, который проходит под лозунгом: "Гармония ноосферы". На выставке, как водится, регулярно проводятся дни национальных культур. Три дня назад там прошел День культуры Российской Федерации. По этому случаю в Японию прилетела официальная российская делегация во главе с министром образования и науки Андреем Фурсенко. В составе делегации были также председатель Центризбиркома Александр Вешняков, академик Евгений Велихов, глава Роскультуры Михаил Швыдкой и многие другие важные государственные лица. Они, конечно, посетили прежде всего наш российский павильон, но, к сожалению, он один из самых слабых. Удачной экспозицию назвать никак нельзя, потому что в ней нет ни концепции, ни дизайна, а есть лишь расхожее представление о России как о стране, в которой были мамонты, а сейчас есть матрешки, вазы из Гусь-Хрустального, в Москве стоит Кремль с Большим театром. В центре экспозиции помещен космический модуль, это к теме российского космоса, на котором, как нам объяснил гид, уже через три года можно будет слетать в космос всего за 100 тысяч долларов при наличии справки о здоровье.

День российской культуры сопровождался концертом балета. Как водится, именно балет возят на такие мероприятия - это актуально, особенно в Японии, где наш балет просто обожают. Костяк концерта составляла труппа Большого театра во главе с Николаем Цискаридзе. Кроме того, выступал хор имени Пятницкого, который очень понравился японцам. Продолжило программу "Сноу-шоу" Вячеслава Полунина, представление с мировым именем, которое уже год успешно идет на Бродвее, а теперь было привезено от именно русской культуры в Японию.

Сами спектакли, концерты, песни, танцы были очень хороши, чего нельзя сказать о российском павильоне, который совсем не способствует укреплению российской репутации, особенно на фоне других павильонов, в которых тема экологии решена очень удачно и оригинально.

-----------------------------------------------------------

Независимая Газета, 21.06.2005

ЗАГОЛОВОК: МАМОНТ ГАСТРОЛИРУЕТ В ЯПОНИИ

Если где и проводить глобальные мероприятия в защиту мировой экологии, то именно в Японии - стране, победившей издержки цивилизации. Там давно поняли, что за чистоту не надо бороться, надо просто убирать. Оттого в Японии нет пыли даже в крупных городах, а водители автобусов работают в белых перчатках.

Эмблема Всемирной выставки в Нагое - два смешных зеленых существа типа Чебурашки, девиз ЭКСПО-2005 - 'Человек и природа'. Эту заезженную тему многие страны на выставке решают остроумно и неожиданно. Австрийцы, к примеру, построили деревянную горку, по которой посетители с огромным удовольствием катаются летом в санях. Греки соорудили аллею из кипарисов, завершающуюся античным храмом и увешанную экранами, на которых ползучая черепаха чередуется с кадрами авангардных театральных постановок Софокла и Эврипида. Японцы поразили роботами невиданных возможностей. Португальцы построили экспозицию вокруг одного национального достояния - пробкового дерева, но представили его во всей экономически-природной красе. Американцы поставили у себя приборчик, на который в режиме реального времени через спутник транслируются кадры с марсохода.

В российской экспозиции заявлена тема 'Гармония ноосферы'. Но назвать решение павильона удачным нельзя. Гармония раскрыта только на словах, в буклете: там напечатан список идей, которые намеревались осветить - планета Земля, мозаика культур, человек и новые технологии, Москва как мегаполис. Есть еще слова президента РФ Владимира Путина, объясняющего, что термин 'ноосфера' придумал Вернадский и означает он 'интеграцию интересов природы и человека'. В решении нашего павильона нет ни концепции, ни дизайна. За новые технологии отвечает авиационно-космическая система на постаменте - летающий двухместный модуль, на котором, как пояснил гид, уже через три года можно будет возить в космос туристов, желающих 20 минут смотреть на земной шар с высоты в 101 километр. Только заплатите сто тысяч долларов и принесите справку о здоровье из поликлиники. Рядом скелет выкопанного из вечной мерзлоты мамонта, скончавшегося, как установили специалисты, в 52 года 18 тысяч лет назад, и макет пушистого мамонтенка по кличке Дима. Мегаполис Москва представлен стандартным видеорядом с Кремлем и Большим театром, а многообразие культур - матрешками за стеклом, кубками из Гусь-Хрустального, макетами кукол (старуха Шапокляк и крокодил Гена) и возможностью влезть в интернет, чтобы посмотреть там залы Третьяковки. Да, есть еще 'Мона Лиза', та самая, что летала в космос, - не Леонардо, конечно, а ряды ее разноцветных копий от современного творца Георгия Пузенкова. Такой растиражированный Уорхол.

На день России в рамках ЭКСПО в Нагою прибыла официальная делегация во главе с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Гостей перед входом развлекали солисты хора имени Пятницкого, предваряя свое выступление в ЭКСПО-Доме - концертном зале на три тысячи зрителей, построенном для дней национальных культур и массовых мероприятий. То есть сначала хор с молодецким посвистом выводил 'Как по горкам, по горам' и 'На горе казаки стояли', потом заместитель министра иностранных дел Японии рассказал, как он рад отметить вклад России в культуру и науку, и, наконец, Фурсенко заявил, что всемирные выставки - это 'олимпиады торговли', и выставка в Нагое, первая в XXI веке, не случайно имеет экологический девиз: в отношениях человека с природой она должна способствовать 'переходу от разрушительного сценария к устойчивому развитию'.

Все, связанное с торговой олимпиадой, проходило за кулисами нашего национального дня на ЭКСПО. Для рядовых посетителей выставки день России вылился в день русской культуры. Понятно, что тут нельзя было обойтись без нашего балета. Особенно в Японии, где это искусство обожают. И ничего, что сцена была скользкая (канифоль, что наши артисты насыпали на линолеум накануне вечером, утром смыли дотошные уборщицы). Это не помешало Николаю Цискаридзе и Нелли Кобахидзе изобразить средневековую любовь в 'Раймонде', Юрию Клевцову сыграть влюбленного Ромео под балконом Джульетты, Марку Перетокину - попрыгать на влажной жаре в древнеримских доспехах (отрывок из 'Спартака'), Надежде Грачевой - выйти на сцену умершей Жизелью и Умирающим лебедем, а кордебалету - постучать по барабанам в танце с барабанами из 'Баядерки'. Из списка видно, что главный балетный десант в Нагое высадил Большой театр, который привез еще и фрагмент из 'Дон Кихота' - самого московского (то есть открыто эмоционального) из классических балетов. В помощь столичному балетному знаменосцу были приданы артисты Музыкального театра - Татьяна Чернобровкина и Дмитрий Забабурин. Чернобровкина, которая, с моей точки зрения, лучше всех в Москве танцует 'Лебединое озеро', показала Черного лебедя. Ее птица впечатлила больше, чем мамонтенок Дима.

-----------------------------------------------------------

Известия, 21.06.2005

ЗАГОЛОВОК: Экспорт ископаемых

Русский день на ЭКСПО-2005

На всемирной выставке ЭКСПО-2005 в Нагое прошел "День России". Концертную программу организовали Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Международная конфедерация театральных союзов. Публику потчевали хором имени Пятницкого, Большим балетом и концертом певицы Ирины Мусаэлян.

В 10 утра у входа в российский павильон гостей встречали хором имени Пятницкого. Яркие костюмы хористов и хористок, их раскрашенные щечки и звуки, которые они издавали, действовали на подкорку мощнее утреннего вопля будильника. Устремившиеся было в другие павильоны меняли маршрут и, как зомби, шли к русским.

Родиной отзывалось все - и портрет Владимира Владимировича Путина над входом, и панно с березками рядом с ним, и нежные соловьиные трели, призванные заманивать публику в глубь павильона, где, впрочем, сюрпризов тоже не наблюдалось. Встречавшие посетителей скелет мамонта и восседавшие вокруг костра доисторические люди-куклы ("Кто это?" - вопрос, "Первые русские" - ответ) заставляли предположить, что ставку организаторы российского павильона сделали на всяческие ископаемые - полезные, музейные и идеологические. На чистую воду Байкала, малахит и газ, на матрешек, освоение космоса и детские рисунки на тему "Человек - Земля - Вселенная".

Балет)' Большого театра, выступившему в расположившемся рядом с русским павильоном ЭКСПО-доме, добиться успеха на этом фоне было несложно. Тем более что японцы любят наш балет до обморока - в антракте можно было наблюдать, как за заграждением под палящим солнцем в четыре слоя стоят жаждущие попасть на концерт японцы-неудачники. Счастливчики же, заполнившие трехтысячный зал, как дети, не сводили глаз со сцены и, похоже, ждали чуда. После того как хор имени Пятницкого продемонстрировал свои разножки, распевки и народную японскую песню "Катюша", японские дети помахали флажками, а министр образования Андрей Фурсенко передал привет от Путина и произнес речь в духе "Человек - составная часть природы", на сцене наконец-то появился Большой балет и начал "удивлять". И надо сказать, удивление это было сродни тому, что вызывает русский павильон, - Большой продемонстрировал ту же наивную любовь к "ресурсам" и то же полное неумение ими распоряжаться.

Выставка балетных достижений состояла из экспонатов затертых, как русская матрешка или кости мамонта: "Умирающий лебедь", "Шопениана" и "Раймонда"; Григорович и "Дон Кихот" - без проблеска актуальности. Программа, как будто наспех составленная, и исполнение, по большей части неряшливое, почти всегда либо чрезмерно "розовое", либо с перебором цирковое, превращали и без того затертые шлягеры в ширпотреб. "Свежий" эстрадный номер солистов Владимира Непорожнего и Елены Андриенко, в котором непонятно чего было больше - пошлости или глупости, картины не изменил. Такие вещи лучше не вывозить за пределы Садового кольца - правда, ровно для выездных халтур они и сочиняются.

Японцы радовались как дети, но за родину все-таки было обидно. Причем, не за большую, а за малую - за Большой театр. Гордиться было особенно нечем - разве что статью и манерами самой красивой и стильной балерины Москвы - Татьяны Чернобровкиной в па-де-де из "Лебединого озера" (впрочем, балерина из Театра Станиславского и Немировича-Данченко). Или внутренней элегантностью и музыкальностью артистки Нелли Кобахидзе в фрагментах из "Раймонды" , "Шопенианы" и вариации из "Дон Кихота". Впрочем, она еще совсем ребенок и на "лицо" театрачюка не тянет. Первые же лица Большого - сопровождавший Кобахидзе Николай Цискаридзе и прима Надежда Грачева выглядели слишком утомленными и озабоченными. Даже скорбными. Порадовала стальной походкой и стервозной хваткой Мария Аллаш (Эгина в "Спартаке"), да страшно хотелось "вынуть" танцовщицу из рамы нафталинного балета и объятий Красса - Перетокина.

Впрочем, лучше утешаться мыслью, что сцена была неудобной, что артисты после долгого перелета и ночных репетиций не могли собраться, а руководство Большого театра ну только по недомыслию и занятости не проинспектировало собственных артистов, отправляющихся за рубеж представлять не только бескрайнюю родину, но и собственно театр.

-----------------------------------------------------------

Восточно-Сибирская правда (Иркутск) , 22.06.2005

ЗАГОЛОВОК: Учитесь нажимать кнопки

Вместе с избирательными бюллетенями будут выдавать инструкцию по пользованию машиной для голосования

Председатель Центризбиркома Александр Вешняков во время посещения в Японии выставки "Экспо-2005" пообещал, что первая российская система электронного голосования появится уже в этом году. Он также отметил, что этот вопрос уже прорабатывается в российском парламенте. Однако даже после того, как депутаты дадут "добро", на федеральных выборах электронная система будет применяться весьма ограниченно. Машины для голосования поставят только в каждом сотом избирательном участке. По словам Александра Вешнякова, даже этот 1% позволит понять не только экономичность нововведения, но и то, как к нему отнесутся избиратели, будут ли они доверять этому (пока еще непривычному) способу отдать свой голос.

Глава ЦИК также заявил, что полного перехода на электронное голосование в России не планируется. В качестве примера он привел Японию, которая, по его словам, хоть и является лидером в области информационных технологий, но на электронное голосование до сих пор не перешла из-за консервативного отношения населения к выборному процессу.

Действительно, внедрить доверие к электронной технике в таком важном вопросе довольно тяжело. Многие пожилые люди с большим недоверием относятся к компьютерам и прочим "электронным новинкам", да и разобраться в кнопках им будет трудно, а ведь делать это придется прямо на избирательном участке. Сколько на это понадобится времени, можно представить, вспомнив, как тормозится очередь к банкомату, когда к нему подходит вновь осчастливленный пластиковой карточкой пенсионер со стопкой листов "руководства по пользованию".

Кроме того, даже те, кто знаком с компьютерами, зачастую слишком много слышали о вирусах, хакерах и прочих проблемах высоких технологий, которые подчас чересчур преувеличиваются. В случае внедрения новой электронной системы голосования негативные мифы обязательно будут подогреваться заинтересованными в этом политическими силами, которые наверняка станут пугать людей возможностью не только фальсификаций, но и нарушения тайны голосования.

Александр Вешняков говорил не только о новых разработках, но и о уже хорошо испытанной системе ГАС "Выборы". Он напомнил, что во время президентских выборов 2004 года уже через шесть с половиной часов после их окончания были получены итоги голосования с 90% избирательных участков. По мнению Вешнякова, эта технология должна заинтересовать многие страны мира, особенно крупные, ведь при помощи системы ГАС "Выборы" можно за очень короткий промежуток времени "вывешивать" на всеобщее обозрение в Интернете не только обобщенные результаты голосования, но и данные по каждому избирательному участку.

Кроме того, глава ЦИК заявил, что есть вероятность того, что намеченные на ноябрь-декабрь этого года региональные выборы могут быть перенесены на март 2006 года. Это произойдет, если в силу вступит закон, устанавливающий в России единый день голосования (что может случиться уже в июле этого года). По словам Вешнякова, Госдума и Совет Федерации могут поддержать соответствующие изменения в законодательстве о выборах. По расчетам ЦИК, единый день голосования позволит экономить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на выборы.

-----------------------------------------------------------

Агентство национальных новостей, 24.06.2005

ЗАГОЛОВОК: У Юкагирского мамонта есть потомки среди азиатских слонов

Геномы Юкагирского мамонта схожи с геномами азиатского слона - к такому выводу пришли якутские ученые совместно с японским генетиком Томово Озава в Центре молекулярной генетики, где они исследовали ДНК найденного на территории Республики Саха мамонта. Но до окончательной расшифровки ДНК, заявляют ученые, еще далеко.

Напомним, что оста