29 июня 2005 года. Президент Буш (George W. Bush) вчера вечером попытался укрепить падающую общественную поддержку войны в Ираке, в очередной раз увязав эту войну с нападениями на Америку 11 сентября 2001 года и с войной против терроризма. Эта связь действительно существует, несмотря даже на то, что Саддам Хусейн (Saddam Hussein) не сотрудничал с "Аль-Каидой". Совершенно очевидно, что сегодняшний Ирак является для исламских экстремистов главным полем сражения, и успех или неудача там во многом определят исход более масштабной борьбы против них. Но г-н Буш не объяснил, как война, задуманная с целью свержения тирана, который, как считалось, обладал оружием массового поражения, превратилась в борьбу против мусульманских боевиков - трансформация, обусловленная отчасти множеством ошибок его администрации с того времени, когда более 2 лет назад был разгромлен Саддам. Президент также не говорил достаточно откровенно о главной миссии, которую Соединенные Штаты осуществляют в Ираке сегодня: не "преследование террористов", но создание стабильного правительства, несмотря на раздел Ирака на секты и отчаянное сопротивление бывшей правящей элиты. Объяснить, почему американцы должны умирать в таком сложном и амбициозном предприятии, а не в борьбе с международными террористами, труднее, но именно это для Буша важнее всего.
Г-н Буш, когда он все же обратился к вопросу реконструкции Ирака, описал главным образом светлую сторону очень разнородной картины. Признав, что "наш прогресс не был равномерным", он говорил преимущественно об успехах: подготовка иракских сил безопасности, проведение выборов и содействие политическому согласию. Тот прогресс, о котором он рассказал, является подлинным, так же, как и реалия, что у Соединенных Штатов нет рациональной альтернативы продолжению поддержки строительства репрезентативного иракского правительства. Г-н Буш был прав, утверждая, что назначение срока ухода Соединенных Штатов из Ирака стало бы "серьезной ошибкой".
Однако президент в очередной раз упустил благоприятную возможность быть полностью откровенным с американцами, несмотря даже на то, что некоторые нелицеприятные истины, которые он замолчал, были подробно растолкованы его помощниками и старшими военачальниками. Восстание, сказали они, не становится слабее; наиболее вероятно, сказал министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld), что американским войскам никогда не удастся его разгромить, и оно будет продолжаться еще многие годы. Иракские войска, вероятно, не будут готовы взять на себя задачи американских войск еще, по крайней мере, несколько лет. А пока численность объединенных сил США и Ирака совершенно недостаточна, чтобы удерживать отбитые у повстанцев территории или охранять границы страны. Части сухопутных войск и морской пехоты США вынуждены оставаться в стране на третий срок подряд, тогда как вербовка новых солдат на родине сильно отстает от плана.
Г-н Буш, рассказывая о своей стратегии в Ираке, которая за прошедший год осталась практически неизменной, не ответил на тревожащие вопросы, вызванные вышеприведенными фактами. Как сдержать восстание в течение того значительного срока, который необходим для подготовки иракских войск? Как армия и морская пехота США справятся с необходимостью выделять большие контингенты для войны в Ираке еще в течение многих лет, принимая во внимание существующие у них проблемы с вербовкой добровольцев? И как продолжающиеся крупные расходы на войну скажутся на федеральном бюджете и внутренних приоритетах? Попытка президента замолчать самые нелицеприятные факты по Ираку сочеталась с нежеланием честно назвать вероятную цену успеха - хотя г-н Буш вчера вечером все же обратился к народу с призывом поступать на военную службу.
По счастью, большинство американцев, кажется, имеет трезвое понимание проблем и ставок в Ираке. Новый опрос общественного мнения, проведенный газетой "The Washington Post" и телекомпанией "ABC News", показывает, что почти никто не верит заявлениям администрации США о прогрессе в Ираке, но большинство все еще готово поддержать продление срока пребывания в Ираке американских войск. Если мы хотим, чтобы эти войска добились успеха в предстоящие трудные месяцы и годы, г-ну Бушу нужно сохранять и лелеять этот хрупкий мандат - а это значит, что он должен быть более честным перед американцами, чем был вчера вечером.