Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто они такие - проамерикански настроенные люди?

С такими людьми стоит работать, их нужно взращивать

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эти цифры настолько знакомы, мы так часто слышим их анализ, что опубликование на прошлой неделе результатов нового опроса общественного мнения по антиамериканским настроениям в мире не вызвало никакой реакции. Проект 'Pew Global Attitudes' снова продемонстрировал, что большинство французов крайне неблагоприятно относится к Соединенным Штатам; что испанцам Китай нравится больше, чем Америка; что мнение канадцев в отношении Соединенных Штатов заметно изменилось в худшую сторону. И снова опрос общественного мнения рассказывает лишь половину истории.

Эти цифры настолько знакомы, мы так часто слышим их анализ, что опубликование на прошлой неделе результатов нового опроса общественного мнения по антиамериканским настроениям в мире не вызвало никакой реакции. Проект 'Pew Global Attitudes' снова продемонстрировал, что большинство французов крайне неблагоприятно относится к Соединенным Штатам; что испанцам Китай нравится больше, чем Америка; что мнение канадцев в отношении Соединенных Штатов заметно изменилось в худшую сторону.

И снова опрос общественного мнения рассказывает лишь половину истории. Ведь, в конце концов, даже самые неблагоприятные результаты опросов всегда говорят о том, что определенный процент населения даже в самых антиамериканских странах остается проамерикански настроенным. По данным нового опроса общественного мнения, 43 процента французов, 41 процент немцев, 42 процента китайцев и 42 процента ливанцев говорят, что любят нас. Может быть, пора задать вопрос: а кто они?

На самом деле, про- и антиамериканские настроения разнятся в зависимости от возраста, дохода и уровня образования опрашиваемых. Я сделала недавно такую разбивку, используя данные опроса, проведенного организацией 'Program on International Policy Attitudes'. Данные эти были приведены в журнале 'Foreign Policy'. Прослеживаются определенные закономерности. Например, оказывается, что в Польше, которая в целом настроена проамерикански, люди в возрасте от 30 до 44 лет поддерживают Америку сильнее, чем остальные их сограждане. Это та группа населения, которая на себе испытала воздействие движения 'Солидарность' и военного положения - эти события происходили, когда они были в подростковом и юношеском возрасте. Они наиболее ясно помнят об американской поддержке польского подполья.

Оказывается также, что в ряде более антиамерикански настроенных стран, таких как Канада, Британия, Италия и Австралия, люди старше 60 лет испытывают гораздо более положительные чувства к Соединенным Штатам, чем их дети и внуки. Конечно, это поколение испытало на себе положительное влияние американского сотрудничества или американской оккупации во время Второй Мировой войны. И из этого следует извлечь урок. Хотя антиамериканизм зачастую описывают как своего рода модное веяние или заразный вирус, поведение Америки за границей, будь то поддержка антикоммунистических движений или союзническое взаимодействие, имеет большое значение. Можно сказать по-другому: люди более положительно относятся к Соединенным Штатам тогда, когда их собственный опыт положителен.

Однако опросы общественного мнения также ясно показывают, что прямой политический опыт - это не единственный фактор, формирующий взгляды иностранцев на Соединенные Штаты. Специалисты в области рекламы очень хорошо понимают феномен обычных женщин, читающих журналы, заполненные фотографиями одежды, которую они никогда не смогут себе позволить. Они называют таких женщин 'устремленными'. Если оглянуться и посмотреть на окружающий мир, становится ясно, что существуют целые классы 'устремленных' людей. Они желают продвигаться вверх, или мечтают об этом. И они также обычно проамерикански настроены.

Например, в Великобритании 57,6 процента людей с низкими доходами считают, что Соединенные Штаты оказывают в основном положительное влияние на мир, в то время как лишь 37,1 процента людей с высокими доходами думает так же. Если классифицировать ответы по уровню образования, можно проследить такую же закономерность. В Южной Корее 69,2 процента людей с низким уровнем образования считает, что Соединенные Штаты оказывают положительное влияние. С этим согласно лишь 45,8 процента людей с высшим образованием. Такая тенденция обнаруживается не только во всей Европе, но и во многих других развитых странах. Те, кто движутся вверх, настроены проамерикански. Те, кто уже достигли своих высот, и ощущают угрозу со стороны других, пытающихся сделать то же самое, имеют гораздо меньше симпатий к Америке.

В отличие от этого, в развивающихся странах данная тенденция принимает порой прямо противоположную форму. Например, оказывается, что индийцы настроены гораздо более проамерикански, если они моложе, богаче или более образованы. И это не удивительно. Поскольку Индия лишь недавно открыла двери для иностранных инвестиций, молодые индийцы получили опыт работы с американцами, в то время как у их родителей такого опыта нет. Бедное население Индии пока не испытало воздействия глобализации. Однако средний и высший средний класс, который играет определенную роль в англоговорящей мировой экономике, где доминируют американцы, имеет свои устремления и, следовательно, настроен проамерикански. 69 процентов индийцев с высокими доходами считают, что Соединенные Штаты Америки оказывают в основном положительное влияние на мир; с этим согласны лишь 29 процентов людей с низкими доходами. Этим же самым явлением можно объяснить удивительно высокий уровень проамериканских настроений в таких местах, как Вьетнам, Индонезия, Бразилия и Филиппины. Эти страны становятся богаче - как и Америка - но они еще недостаточно богаты, чтобы ощущать себя конкурентоспособными.

Да, эти проамериканцы не составляют большинства - ни в мире, ни в собственных странах. Но их нельзя и недооценивать. Проамериканцы будут голосовать за проамериканских политиков, а те иногда будут одерживать победы, даже в Европе. Они будут также покупать американские продукты, заключать сделки с американскими компаниями, проводить отпуска в США, если мы дадим им визы.

С такими людьми стоит работать, их нужно взращивать - при помощи президентских речей или дипломатических визитов, - потому что число их может даже возрасти, если их экономика будет развиваться, если их рынки будут становиться более свободными, если они начнут рассматривать глобальную экономику как символ надежды, а не как угрозу. Прежде чем американцы отмахнутся от мнения 'иностранцев' как от незаслуживающего их внимания, они должны вспомнить о том, что целые регионы нашей планеты испытывают к ним естественную родственную близость. И если американцы отнесутся к этому с вниманием, они такую близость сохранят навсегда. С праздником 4 июля.

_______________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Имидж США за рубежом: хуже, чем даже у Китая ("The International Herald Tribune", США)

_______________________________________________________

Избранные сочинения Энн Аппельбаум на ИноСМИ.Ru:

Магическая защита от терроризма ("The Washington Post", США)

Амнезия "Amnesty International" ("The Washington Post", США)

Российский 'менталитет ГУЛАГа' ("El Pais", Испания)

Извинения ("The Washington Post", США)

9 мая: торжество правды, или 'триумф' сталинизма? ("The Washington Post", США)

Россия смотрит на Меньшого Брата - и тревожится ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Последний рубеж России ("The Washington Post", США)

Борцы со свободой ("The Washington Post", США)

Новый "железный занавес" ("The Washington Post", США)

Теперь Ходорковский стал народным миллиардером ("The Sunday Telegraph", Великобритания)

Россия - не дитя малое ("The Washington Post", США)

Россия Санта-Клауса ("The Washington Post", США)