Руководитель организации 'Наши' заставляет выходить молодых людей на улицы в интересах Кремля, любит грубые выражения. Российское руководство использует авторитарное и фашизоидное объединение в качестве антидемократической когорты, занимающей нишу, принадлежащую общественности.
'Вместо 450 идиотов, сидящих в Думе, придут 450 молодых людей', - похвастался молодой лидер Василий Якеменко и предрек господствующей 'элите проигравших' скорый конец. Функционер молодежной организации 'Наши' любит грубо выражаться, сознательно нарушает добрые традиции. В конечном счете, 'вождь' оскорбил и депутатов кремлевской партии 'Единая Россия', которых тщательно подбирал президент Владимир Путин. Подобное неповиновение могло бы стоить карьеры. Только не для Якеменко, которого Владимир Путин, единственного из представителей российских молодежных объединений, пригласил на аудиенцию в Кремль. Речь шла о Прибалтике, Европе и о внутриполитических вопросах, хвастался затем этот горячий человек. Кремль, тем не менее, и не подтвердил, и не опроверг факт такой встречи. Там понимают, с кем имеют дело. Четыре года назад Якеменко впервые заставил говорить о себе в связи с созданием молодежной организации 'Идущие вместе'. Имелось в виду - идущие вместе с Путиным. Как только не называли их в народе, в том числе 'путинской молодежью'.
Популярность президента, щедрая финансовая поддержка из Кремля и со стороны близких к нему компаний гарантировали массовым мероприятиям успех. Со всех концов страны в столицу ехали бесплатно молодые люди, за поддержку Кремля в виде помахивания флажками их вознаграждали возможностью бесплатно посмотреть кино и побывать на концерте. Однако активисты пошиба Якеменко предпочитают акции, привлекающие всеобщее внимание. Так, они обвинили в распространении порнографии популярного писателя Владимира Сорокина, затеяли с ним судебную тяжбу, расправлялись с его книгами, опуская их публично в сооруженный ими огромный унитаз. В обмен на произведения Сорокина раздавались книги, вышедшие из-под пера патриотичных авторов, пишущих о мировой войне. Союз олицетворяет не молодежные утопии, культивируется идея некой морали и ограниченности.
В апреле 'Идущие вместе' взяли себе более употребительное название: 'Наши'. Как противопоставление к чужакам, к другим, нерусским - дихотомия опять имеющая широкое распространение в обществе и базирующаяся на длинной российской истории ксенофобии. За страхом перед иностранным засильем стоит, как это ни парадоксально, российский империализм: в таком контексте он выступает безобидно, как рефлекс самозащиты.
'Наши' выдают себя за современных молодых людей, но идеология у них остается авторитарной и фашизоидной. Наблюдатели называют движение по аналогии с 'фашизмом' - 'нашизмом'.
Якеменко, чтобы упредить нападки подобного плана, перешел в наступление: вождь молодежи заявил, что 'Наши' - организация 'антифашистская', и признал носителями фашистского мировоззрения известных представителей демократической общественности. В том числе чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, бывшего кандидата на пост президента Ирину Хакамаду, независимого депутата Владимира Рыжкова и главу молодежной организации демократической партии 'Яблоко'.
Организовав после торжеств, посвященных 60 годовщине Победы над фашизмом, 'передачу эстафеты', 'Наши' умело представили себя наследниками поколения борцов-антифашистов. Демагог Якеменко вывел на улицы 50000 молодых людей. Разумеется, большинство демонстрантов приняли участие в акции больше из-за возможности бесплатно развлечься в Москве, чем из-за своих убеждений. Однако для Кремля главное массовость, а не то, что массы думают.
Революции в Грузии и на Украине, в которых активное участие приняла молодежь, заставили встревожиться чекистскую элиту Москвы. 'Наши', не стесняясь, предложили себя в качестве антидемократического отряда, способного занять нишу общественности. Молодые функционеры сознательно называют себя по аналогии с революционной элитой КПСС периода после Октябрьской революции комиссарами.
Тем не менее, продемонстрированный недавно радикализм заставляет некоторых представителей режима задумываться. Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, предостерег от 'идеологических волков', которые могут стать неуправляемыми. Якеменко тут же перешел в контрнаступление: мол, второй человек в государстве в случае предстоящей 'кадровой революции' и без того потеряет свой пост. Путин, несмотря на это, делает ему реверансы.