Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Замороженные в Сибири

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия смогла добиться прорыва благодаря серьезной реструктуризации и приватизации отрасли в 1990х. 'ЮКОС' Михаила Ходорковского, тогда крупнейший производитель нефти в стране, вел сектор к новым высотам роста и эффективности, выступая за западные стандарты прозрачности, технологий добычи и управления

В российской нефтяной отрасли проблемы. Средние ежедневные объемы добычи сырой нефти не растут уже девять месяцев, и это после рекордного роста с 7,7 млн. баррелей в день в декабре 2002 до 9,4 млн. баррелей в сентябре 2004.

Признаки проблем на российских месторождениях означают больше плохих новостей для нефтяных рынков. За последние три года увеличение российской добычи помогало удовлетворять резкий рост спроса на нефть в азиатско-тихоокеанском и других регионах.

Россия смогла добиться прорыва благодаря серьезной реструктуризации и приватизации отрасли в 1990х. 'ЮКОС' Михаила Ходорковского, тогда крупнейший производитель нефти в стране, вел сектор к новым высотам роста и эффективности, выступая за западные стандарты прозрачности, технологий добычи и управления.

Но теперь отрасль столкнулась с проблемами, и Россия не сможет добиться сколь бы то ни было значительного роста добычи в среднесрочной перспективе.

Частично - но не полностью - в этом тревожном повороте событий повинно уничтожение 'ЮКОСа' и Ходорковского, в прошлом месяце приговоренного к девяти годам тюрьмы за мошенничество. В крупных нефтедобывающих 'дочках' 'ЮКОСа', включая 'Юганскнефтегаз', который был продан государством с аукциона для погашения налоговой задолженности компании, ежедневные объемы добычи сократились на 7-18% по сравнению с пиком, пришедшимся на 2004 год.

Но свою роль здесь сыграли и другие силы. После переизбрания Владимира Путина больше года назад российское правительство начало агрессивно вмешиваться в деятельность энергетического сектора. В прошлом году были повышены налоги. Теперь государство забирает почти 96 центов с каждого доллара, получаемого компаниями от продажи нефти по цене свыше 25 долларов за баррель, что лишает их каких бы то ни было стимулов к инвестициям в дорогие нефтяные месторождения в период беспрецедентно высоких мировых цен на нефть.

Кроме того, Москва блокировала планы строительства частного трубопровода из Западной Сибири до Мурманска, который мог бы перекачивать 1-2 млн. баррелей в день. В результате страна переживает нехватку экспортных мощностей, что вынуждает компании транспортировать нефть по железной дороге и баржами, а это увеличивает транспортные расходы.

Растущие политические риски заставляют инвесторов как следует задуматься. Дело 'ЮКОСа' показало, что Кремль не боится перераспределять активы. Компании с преобладающей долей государства, например, 'Газпром', присматриваются к компаниям, контролируемым российскими олигархами, таким, как 'Сибнефть' и 'ТНК-ВР', обе из которых столкнулись с падением объемов добычи. Планы российского правительства помешать иностранным инвестициям в проекты по добыче нефти и газа также беспокоят 'ТНК-ВР', которая наполовину принадлежит British Petroleum, а потому может быть не допущена к прибыльным проектам.

Учитывая все это политическое давление, вряд ли стоит удивляться тому, что в 2004 и первой половине этого года компании с осторожностью подходили к решениям о новых инвестициях. 'ЮКОС' и его бывшие 'дочки' добывают меньше нефти, а истощение нефтяных месторождений других компаний не восстанавливается посредством свежих инвестиций.

Непохоже также, что ситуация собирается меняться. А потому не ждите от России помощи в быстром понижении цен на нефть, которые сейчас превышают 60 долларов.

Владимир Милов - бывший заместитель министра энергетики РФ, президент московского Института энергетической политики.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

По ту сторону Ходорковского ("The Wall Street Journal", США)