С тех пор, как им заинтересовался Дэн Браун, тысячи его читателей пытаются расшифровать это послание. Но вот уже 15 лет Криптос, скульптура из штаб-квартиры ЦРУ в Вашингтоне, хранит свою тайну.
Скульптура представляет собой лист меди высотой в 4 метра, изогнутый в форме латинской буквы S. Он торчит из окаменевшего бревна - это чем-то похоже на принтер. На меди выгравированы тысячи букв, 865 из них составляют зашифрованное послание: E M U F P H Z L R F A X Y U S D J K Z L D K R N S H G N F I. . .
Скульптура посвящена ЦРУ, американским спецслужбам, но уже принесла им немало затруднений. Криптос (по-гречески это означает 'тайный') установили во внутреннем дворике, на выходе из кафе в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли (штат Виржиния), в зеленом пригороде Вашингтона. И вот уже пятнадцать лет никто не может до конца расшифровать это послание.
Когда в 1990 г. открывали этот памятник, его автор Джим Сэнборн (Jim Sanborn) опасался, что послание разгадают сразу. 'Оно состоит из четырех частей, и сложность шифровки все время возрастает. Я думаю, что три первые секции, самые легкие, разгадают за несколько недель', сказал он в интервью нашей газете. Но скульптура не сдалась так быстро, она хранит свою тайну до сих пор.
До некоторых пор загадка интересовала только сведущих. Крутой поворот в истории этой скульптуры произошел несколько месяцев назад. Шумиха, которая сопровождала появление романа 'Код да Винчи' затронула и Криптос. Нет, в бестселлере Дэна Брауна ничего не говорится об этой скульптуре, но автор решил позабавиться и спрятать в рисунке на суперобложке своей книги две ссылки на Криптос (ищите хорошенько!) Сегодня Дэн Браун намекает, что Криптосу будет отведена важная роль в следующем романе о приключениях Роберта Лэнгдона - 'Ключ Соломона'.
'И в друг это случилось. Я впал в легкий экстаз. . .'
И этой малости хватило, чтобы нарушить покой скульптуры, которая не дает покоя тысячам любителей приключений со всего мира. Элонка Данкин (Elonka Dunkin) из штата Миссури, которая создала самый подробный сайт о поисках разгадки этой тайны (1), говорит, что число его посетителей за короткое время подскочило в десятки раз. 'От десятков мы перешли к тысячам посетителей в день, а в пиковые моменты эта цифра достигала 20 000'. В интернете были созданы группы увлеченных поисками ключа. В группе Yahoo их уже 678 (2). Гонка началась и каждый мечтает о том, чтобы первым разгадать последние строчки шифра.
Мы звоним в ЦРУ, чтобы узнать, можно ли посмотреть на скульптуру, стоящую во дворике кафетерия. И получаем вежливый, но отрицательный ответ: 'Во-первых, иностранцам в помещения ЦРУ вход воспрещен по соображениям безопасности. Во-вторых, мы не пускаем к себе СМИ, чтобы не мешать работе'. Наша собеседница вежливо сообщает, что в музее современного искусства Хиршхорн на Вашингтонском Молле есть копия Криптоса. Но 'младший брат' Криптоса, которого автор окрестил Антипод, нас разочаровал: он весь исписан кириллицей. И нет всех тех элементов, которые дополняют скульптуру во внутреннем дворике ЦРУ: рядом с изогнутой доской - небольшой бурлящий пруд, камни, на которых выгравированы какие-то предложения, стрелки компаса, магнитная скала и т.п. Настоящий лабиринт.
Когда в конце 80-х годов разрабатывался проект новой штаб-квартиры ЦРУ, там предполагалось установить произведение искусства, символизирующее работу его сотрудников. На конкурсе победил проект Джима Сэнборна, которому тогда было 47 лет. Он сразу же погрузился в книги о секретных шифрах и прошел в ЦРУ курс тайнописи. В работе Сэнборну помогал Эд Шейдт (Ed Scheidt) опытный шифровальщик ЦРУ, который уже собирался на пенсию.
Через два года после инаугурации памятника Дэвид Штейн (David Stein), аналитик из американского агентства контрразведки, вооружившись бумагой и карандашом, серьезно взялся за эту задачку. После семи лет работы ему удалось расшифровать три первых секции - К1, К2 и К3. Он рассказал о своих находках в служебном докладе и описал свое состояние в тот момент, когда из карусели букв, которыми он исписал столько бумаги, сложились слова: 'И вдруг это случилось. Я впал в легкий экстаз, эти редкие моменты называют озарением. Все сомнения, все альтернативные расчеты просто отпали. И я ясно увидел, как передо мной открывается правильный путь. (. . .) Я старался сдержать возбуждение, глядя, как чудесным образом буквы потихоньку складываются в слова, одна за другой. Через несколько часов я закончил. После семи лет и 400 часов работы над тысячами листов, исписанных всякой тарабарщиной, я наконец увидел цельный параграф, составленный на правильном английском языке.
Но содержание этого параграфа до сих пор неизвестно широкой публике, поскольку от природы скрытное ЦРУ сохранило этот секрет для себя. К счастью, через несколько месяцев калифорниец Джим Джиллогли (Jim Gillogly), опытный криптолог, работающий на компьютерной фирме, пришел к тем же результатам, что и Штейн. Он занялся Криптосом в 1992 г., но потом бросил это занятие. В 1999 г. он вернулся к своим исследованиям и на своем мощном компьютере решил эту задачку за 9 дней.
Текст претендует на поэтику и намекает на нечто, спрятанное на территории ЦРУ: 'Знает ли Лэнгли? Да, должно быть: ведь это закопано где-то здесь. Кто знает точное место? Только WW'. Это возможный намек на тогдашнего директора ЦРУ Уильяма Вебстера (William Webster). В другом отрывке цитируются слова Говарда Картера (Howard Carter), когда тот открыл гробницу Тутанхамона в 1922 г.: 'Дрожащими руками я открыл маленькое отверстие в левом верхнем углу, зажег свечу и заглянул внутрь. . .'
Но ни Дэвиду Штейну, ни Джиму Джиллогли не удалось прочитать весь шифр. Последняя часть, К4, в которой 97 букв, не поддается. Вот она:
O B K R
U O X O G H U L B S O L I F B B W F L R V Q Q P R N G K S S O
T W T Q S J Q S S E K Z Z W A T J K L U D I A W I N F B N Y P
V T T M Z F P K W G D K Z X T J C D I G K U H U A U E K C A R
Сейчас Джиму Сэнборну уже не удается уследить за всем тем ажиотажем, которой поднялся после выхода в свет 'Кода да Винчи'. Многие звонят ему, чтобы проверить свои догадки: 'Так?' - 'Нет', - терпеливо отвечает он каждый раз. Из предосторожности он поместил в надежное место документы и материалы, касающиеся Криптоса: 'У меня дома и в мастерской больше ничего нет'. Он признается, что его мучают два противоречивых чувства. По сути, ему льстит вся эта шумиха. 'За редким исключением, всякому скульптору приятно, когда знают его произведения'. Но то, как Дэн Браун обогащается за счет его работы (он говорит 'моей собственности'), его раздражает. Писатель ни разу к нему не обратился: 'Я ни разу не говорил с этим человеком. И это по меньшей мере странно', - говорит Сэнборн. И ему совсем не нравится то религиозное поклонение, которое брауновские измышления вызвали к его творению. 'Я скорее дарвинист', - говорит скульптор. Фанаты Криптоса его тревожат лишь отчасти: 'Есть множество людей, для которых этот шифр стал навязчивой идеей, а все навязчивые идеи являются следствием некоторого расстройства общественных связей'.
Кто же разгадает четвертую часть Криптоса? Джим Сэнборн подтвердил, что шифр К4 сложнее, чем три предыдущих пассажа. Туда были заложены ложные подсказки, чтобы усложнить задачу. Но скульптор клянется, что все было честно: 'К4 можно расшифровать. Можно получить нормальный английский текст'.
'Для тех, кто занимается этим вплотную, шифр стал наркотиком'
Фанаты закусили удила. Некоторые подозревают, что ЦРУ опубликовало на своем сайте не весь текст. Подсказки на месте, считают они, там, куда людей с улицы не пускают. Джим Сэнборн отказывается от комментариев: 'Если я начну отвечать на такие вопросы, я могу ненароком потихоньку подсказать ответ. Все, что я могу сказать - это то, что текст поддается расшифровке'.
Каждый готовится, как может. Компьютер Джима Джиллогли уже попробовал 100 млрд. разных комбинаций, чтобы сломать К4. Элонка Данкин из Миссури ищет разгадку в других зашифрованных произведениях Сэнборна: 'Чем лучше мы будем знать его технику и стиль, тем проще нам будет работать', - считает она. Другой детектив-любитель Крис Хансон (Chris Hanson), глава фирмы, которая занимается компьютерной графики, в поисках новых подсказок сделал трехмерную картинку штаб-квартиры ЦРУ . . .
Эта страсть способна иногда полностью перевернуть жизнь человека. 27-летний Гэри Филипс (Gary Philipps) из штата Мичиган узнал о Криптосе год назад, через 'Код да Винчи'. И вскоре это стало для него настоящим наваждением: 'Это как наркотик для того, кто хочет изучить этот вопрос повнимательнее', - уверяет он. Тогда Гэри руководил небольшой компанией, которая занималась интернет-технологиями. У компании были трудные времена, но всю свою энергию Гэри направил на Криптос. В конце концов он забросил свою фирму и целиком посвятил себя новой страсти (3). Чтобы заработать на жизнь, он работает сейчас на стройке. 'Когда я стучу молотком, мой мозг свободен и я могу спокойно думать о шифре. Меня это устраивает. Я не мог этим заниматься, когда руководил фирмой. . .'
Кто же найдет разгадку? Нельзя предсказать заранее. 'Только WW знает', - шепчет Сэнборновская медь. Но это тоже иллюзия, потому что мечтатель WW уже не помнит, о чем идет речь. 'Я ничего не помню. Это нечто философское и невразумительное', - только и сказал бывший директор ЦРУ Уильям Вебстер, когда ему задали вопрос о четвертом послании. Он передал тем, кто пришел ему на смену конверт с расшифрованным текстом. Но это тоже иллюзия, ведь в нем нет ключа к разгадке. Недостаточно расшифровать текст, чтобы понять смысл этого послания: Сэнборн создал еще одну 'загадку в загадке'. . .
(1)www.elonka.com/kryptos
(2) http://groups.yahoo.com/group/kryptos/
(3) Которой он посвятил целый веб-сайт: www.realmoftwelve.net