Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Увидишь такое - и вправду заплачешь

Московский скульптор создал мемориал жертвам 11 сентября, но у многих он вызывает отвращение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Семидесятилетний Зураб Церетели говорит по золоченому мобильнику. 'Да, спасибо, - воркует он. - Спасибо большое. Целую'. Маленький и круглый, как колобок, он с неуемной энергией носится туда сюда по огромному комплексу своей московской студии в сопровождении помощников, вооруженных неумолкающими телефонами

Публикация из архива ИноСМИ.Ru. Эта статья была переведена на русский язык 29 июня 2004 года.

____________________________________________________________

Семидесятилетний Зураб Церетели говорит по золоченому мобильнику. 'Да, спасибо, - воркует он. - Спасибо большое. Целую'. Маленький и круглый, как колобок, он с неуемной энергией носится туда сюда по огромному комплексу своей московской студии в сопровождении помощников, вооруженных неумолкающими телефонами.

Церетели - непревзойденный мастер завязывать полезные связи и уникальное явление в мире искусства. Он - грузин по национальности, живущий в России уже сорок с лишним лет - сегодня является самым знаменитым скульптором и художником в стране, но одновременно и предметом наибольших насмешек. Этот любимец политической элиты возводит свои 'монументальные' (в прямом и переносном смысле) сооружения по всему миру, вызывая восторги и иронию.

Сегодня Церетели, называющий своими друзьями многих мировых лидеров и голливудских звезд, оказался в центре нового скандала. На противоположном от Нью-Йорка берегу Гудзона, в Джерси-Сити, по его проекту будет установлен памятник жертвам 11 сентября высотой с десятиэтажный дом, что вызывает бурю протеста со стороны местных жителей.

Они проводят митинги против этого гигантского сооружения, представляющего собой десятиметровый титановый комок в форме слезы, подвешенный внутри тридцатиметрового каркаса из кованой бронзы, в котором зияет рваная дыра. Один из людей, переживших теракт во Всемирном торговом центре, назвал его 'помесью шрама с женским половым органом'.

Похоже, Церетели, беседующего со мной в своей московской студии, это ничуть не смущает. Проносясь мимо фотографии, на которой он курит сигару вместе с Робертом Де Ниро, он отмахивается от всех разговоров о протестах в Джерси. 'Он там всем нравится', - беззаботно произносит скульптор, останавливаясь рядом с макетом противоречивого мемориала.

Церетели - автор десятков гигантских монументов, установленных по всему миру. Возле здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке стоит его композиция 'Добро побеждает зло' - конная статуя Святого Георгия, поражающего копьем двуглавого дракона среди корпусов ядерных ракет. Другой пример - стометровая скульптура Колумба, отвергнутая пятью американскими городами, пока в 1999 г. ее не согласились установить на Пуэрто-Рико.

Идея памятника жертвам 11 сентября возникла у него в 2001 г., через несколько дней после того, как самолеты врезались в башни Всемирного торгового центра. 'Когда я увидел, что случилось, какая произошла трагедия, это на меня сильно подействовало, - вспоминает Церетели. - Я заметил, что на глаза у меня навернулись слезы. Я сразу же начал переносить свои чувства на бумагу'. Эти наброски послужили отправной точкой для полномасштабного проекта, одобренного в прошлом году комитетом, сформированным в Джерси для выбора памятника жертвам 11 сентября.

Сооружение будет возведено на девятигранном гранитном постаменте с выбитыми на нем именами 3400 жертв теракта, рассказывает Церетели. Через бронзовый каркас внутрь 'слезы скорби' закачивается вода, охлаждается почти до точки замерзания, а затем 'сочится' вниз каплями чуть ли не полуметрового размера.

'Приблизившись к слезе, вы увидите в ней свое отражение, как будто это вы сами плачете', - говорит он.

Во главе бригады из 20 инженеров, сварщиков и верхолазов он отбывает из России в Джерси, где в июле начнется монтаж памятника; в данное время его по частям доставляют через Атлантику из Санкт-Петербурга. Мемориал должен открыться к третьей годовщине терактов.

Церетели лично облетел побережье Гудзона на вертолете, выбирая для памятника такое место, чтобы он был виден со всех сторон. Однако у части местных жителей решение комитета отнюдь не вызывает восторга, хотя Джерси не заплатит за скульптуру ни копейки - кстати, это стало одной из причин, почему предпочтение было отдано работе Церетели.

Ассоциация местных жителей ведет кампанию против установки монумента, а городской музей Джерси призывает муниципалитет одуматься. Как написал в 'Hudson Reporter' один возмущенный художник, в мемориале 'используется избитая символика для выражения печали, а из-за его большого размера она выглядит особенно непривлекательно'.

Мэр Джерси Сити Гленн Каннингхэм (Glenn Cunningham), отстаивает решение о выборе из 65 представленных проектов именно варианта, предложенного Церетели. 'Посмотрите на Пикассо, Микеланджело, или Леонардо да Винчи, - заявил он репортерам в апреле. - да Винчи вообще считали психом. Назовите хоть одного знаменитого художника, чье творчество не вызывало бы разногласий'.

Да и сам Церетели весьма энергично защищает свое детище. Одна американская журналистка, бравшая у скульптора интервью, написала потом 'всякие враки и гадости', говорит он. 'Поэтому мой адвокат связался с ее редакторами, и они услали ее в Африку. Если вы критикуете памятник, направленный против терроризма, значит, вы сами - террорист'.

Что же касается оппонентов на родине, он говорит: 'Это все политика'. В России фигура Церетели вызывает еще больше разногласий, чем за рубежом.

Он родился в Тбилиси в 1934 г., там же получил художественное образование, и быстро завоевал сердца советской элиты своими смелыми мозаиками. Благодаря контактам в номенклатурной среде он в 1960х гг. получил возможность съездить во Францию, где встретился с двумя своими кумирами - Шагалом и Пикассо.

В 1990х гг. Церетели попал в фавор к могущественному московскому мэру Юрию Лужкову, и тот фактически дал ему карт-бланш на установку памятников по всему городу.

'Результат был просто ужасающий, - говорит Марат Гельман, владелец известной арт-галереи, возглавивший оппозицию деятельности Церетели. Творчество этого художника он называет 'китчевым, дисгармоничным и безвкусным смешением разных стилей и периодов'.

Стометровая статуя Петра Великого, установленная Церетели на берегу Москвы реки, вызвала у некоторых оппонентов такое отчаянье, что они грозились ее взорвать. По словам Давида Саркисяна, директора российского Государственного музея архитектуры имени Щусева, ключом к успеху скульптора являются упорство и опыт: 'Он великолепный организатор, и его работы в точности соответствуют ожиданиям массового зрителя. Мы живем во времена неосредневековья: культура раздавлена, везде господствует китч. Церетели прекрасно вписывается в эту эпоху'.

С точки зрения самого художника, его критики действуют по поговорке 'близок локоть, да не укусишь. 'Некоторые ненавидят мэра Лужкова, и им нужен 'козел отпущения', чтобы выместить свою злобу. А я - легкая мишень', - говорит Церетели. Кроме того, нападки хулителей не способны пробить броню его самомнения. Возле студии припаркован 'Роллс-ройс', а ее стены увешаны фотографиями, где он запечатлен вместе с сильными мира сего и знаменитостями: Катрин Денев, Кофи Аннаном, Джорджем и Барбарой Буш, президентом Путиным.

'Солнце, добрые друзья, хорошая еда - вот что меня вдохновляет, - говорит он, делая широкий жест рукой. - Я всегда смотрю вперед, а не оглядываюсь назад'.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Как де Голль стал 'страшилой' ("Le Figaro", Франция)

Памятник Церетели обретает новый дом ("The New York Times", США)

Признание российского искусства ("The Washington Post", США)

Церетели: О его искусстве спорят от Москвы до Гудзона ("The Washington Post", США)

Москва на Гудзоне. Скульптор Зураб ("The Globe And Mail", Канада)