Наиболее досадным впечатлением от деятельности новой власти есть видимое отсутствие у нее новых идей. "Бодрые" планы правительства относительно энергетической политики, а именно, хождения по запертому кругу "уголь-нефть-газ-атомная энергетика - уголь...", мягко говоря, не прибавляют оптимизма.
Вместе с тем мы имеем заботливо выпестованную зависимость отечественной экономики от наиболее енерго- и ресурсорасходных и загрязняющих областей - черной и цветной металлургии и химической промышленности.
В Украине унизительно низкая доля заработной платы в себестоимости продукции и вместе с тем - стремительно возрастающая индустриально-экологическая деградация. В соединении с отсутствием четкой современной стратегии развития (или как любят говорить представители власти - стратегии прорыва) все это наталкивает на неутешительные мысли.
Конечно, подсчеты Игоря Луценко относительно потребления (а точнее, промышленного растранжиривания) газа в Украине поражают. Украина уверенно удерживает по этому показателю позорное лидерство в масштабах всего мира, опережая развитые страны у десятки раз. Тем не менее, эта вакханалия отечественной "щедрости" касается абсолютно всех энергетических и ресурсных источников.
Энергоемкость украинской продукции на единицу ВВП за годы независимости выросла более чем в два раза. На сегодня этот показатель Украины превышает соответствующие показатели Польши и США - больше чем в 3 раза, Германии - более чем в 5 раз, Китая - более чем в 6.
Причем тенденция имеет отрицательный для украинцев характер. Энергоемкость украинской продукции продолжает рости, тогда как ведущие индустриальные страны мира этот показатель у себя постоянно уменьшают.
Согласно прогнозу Министерства энергетики США с 2000 года, даже если Украина сможет вдвое уменьшить енергорасходность своей экономики в следующие 20 лет, этот показатель будет оставаться приблизительно в 25 раз выше чем в других странах.
Это означает, что украинская экономика преступно неэффективная. Ведь неэффективное использование ресурсов - это не просто выброшенные (в том числе и государственные) деньги. Другой стороной этого расточительства есть непоправимый вред, который наноситься окружающей среде, а так и здоровью и благосостоянию людей.
Своей недолугой экономической политикой украинское правительство необратно разрушает естественную среду, и эти потери чаще всего невозможно высчитать в денежном эквиваленте. Ведь невозможно оценить то, что есть уникальным, что есть абсолютно необходимым для полноценной жизни и то, что невозможно восстановить уже никогда.
Тем не менее и этим не исчерпывается негатив энергорасходной экономики, поскольку, кроме всього другого, она бесстыдно обкрадывает граждан. В США доля заработной платы в себестоимости продукции составляет в средней 60%, а в Украине - около 10%. Вместе с тем стоимость потребленных энергоносителей в себестоимости украинской продукции составляет 80%.
Уместно несколько слов о вредности басен о том, что как-будто дешевая рабочая сила есть конкурентным преимуществом. Неправда. Во всех развитых странах человеческая работа стоит и ценится дорого. А те, кто вынужден продавать свой труд за копейки, попрошайничали и обречены попрошайничать и в дальнейшем.
Легко понять, кто получает феноменальные достатки от функционирования вот такой экономики. Кто сделал свой капитал на экспорте русской нефти и газа, кто "подсадил" украинскую экономику на "дешевые" русские энергоносители, кто владеет обленерго и так далее.
Однако дело сейчас не в том, чтобы находить виноватых, а именно в том, чтобы понять, что должны теперь делать.
Можно, конечно, попробовать принудить производителей уменьшить энергоемкость производства в приказном порядке. Это, кстати, кое-кто и предлагает сделать. Тем не менее, какая будет из этого польза, поняло и без лишних слов.
Вместе с тем, в Европе, к которой мы стремимся, лекарство от украинской болезни есть. Причем, именно лекарство, а не топор.
Ведь при существующей налоговой системе, когда налоги собираются из доходов и из фонда заработной платы, производители всех форм собственности заинтересованы в уменьшенном количестве работающих, утаивании настоящих размеров прибылей и действительных объемов заработного жалованья. И вдобавок это оказывает содействие существованию такого явления, как теневой наем рабочей силы.
Так, получается еще один ряд ошибочных кругов. Ведь фактически провоцируется увеличение безработицы, ставятся объективные преграды увеличению заработной платы, поощряется неэффективное использование ресурсов, а из-за этого увеличиваются вредные выбросы и загрязнения.
Все это непременно оказывает содействие ускоренной тенезации экономики. Одновременно чувствительно ухудшаются условия жизни людей из-за быстрого разрушения естественной окружающей среды.
И вдобавок Украина, как и большинство европейских наций, есть стареющей - смертность превышает рождаемость - и доля трудоспособных из года в год уменьшается. Это означает, что при существующей фискальной системе, налоги, вопреки красивым обещаниям и благородным намерениям, объективно должны с течением времени лишь расти и расти.
Итак, вопрос о том, как разорвать эти ошибочные круги, есть вопросом выживания отечественной экономики.
Европейские страны приобрели уже незаурядный опыт относительно реформирования своих налоговых систем. Обсуждение этого вопроса нашими континентальными соседями началось почти 30 лет назад, а в 90-х годах минувшего столетия соответствующие реформы начали внедрять.
Сущность этих реформ состоит в перераспределении общего объема налогов. Нагрузка на доходы и фонд заработного жалованья уменьшается, а соответствующая доля замещается налогом на использование природных ресурсов и продуцирование отходов и вредных выбросов.
Вводится принцип "платит загрязнитель", при этом сохраняется фискальная нейтральность - общий объем налогов не изменяется.
Первыми эконалоги ввели Дания, Нидерланды, Швеция и Финляндия. Со временем к ним присоединились Испания, Италия, Франция, Великобритания и Германия. Перераспределение составляло 0,5-3% от объемов бюджетных поступлений в этих странах. Общий же объем еконалогов в странах ЕС в 2001 году достиг 238 млрд. евро, причем главным образом за счет налогообложения энергоносителей (!).
Наиболее последовательно "экологическую налоговую реформу" внедряет Германия. На первом этапе реформы на протяжении 1999-2002 годов общие поступления от налогообложения потоков природных ресурсов и выбросов вредных веществ составили почти $20 млрд., а ставка обязательного взноса на пенсионное страхование была уменьшена с 22% от размера зарплаты до 19,5%.
Переход к обсчету ресурсно-экологических налогов есть нетрудным и часто требует лишь замены статистической отчетности на налоговую. От налогообложения ресурсопотоков тяжело уклониться, поскольку оно базируется на учете физических величин.
Соответствующие показатели легко фиксируются счетчиками и физическими приборами, и их тяжело припрятать в отличие от теневых денежных потоков.
Внедрения ресурсно-экологического налогообложения также дает возможность в перспективе значительно уменьшить налог на добавленную стоимость, который есть, определенной мерой, косвенным дополнительным налогом на работу.
Предложения относительно внедрения экологической налоговой реформы уже озвучивались в украинскому политикуме, тем не менее адекватного отклика пока не нашли.
Что даст Украине внедрение эконалогов?
Во-первых, возможность начать существенную экономию ресурсов и энергоносителей. Затем уменьшить свою енергозависимость и снизить разрушающее техногенное давление на окружающую среду.
Это также даст возможность создать новые рабочие места, вместе с тем содействуя детенезации экономики, и возможность на самом деле начать переход к внедрению наукоемких и интеллектуально насыщенных технологий, вместо преступного паразитирования на "дешевых" энергоносителях. А также - возможность стратегического маневрирования бюджетными поступлениями в сложной демографической ситуации, которая имеет тенденцию к ухудшению.
Одним из наследственных недостатков украинской власти есть хроническое отсутствие системного мышления. Все проблемы очередное правительство старается решать в отдельности, как отдельные задачи, не замечая, что часто возражает собственным действиям.
Однако, на самом деле понимая законы природы и общества, умея выстраивать задачи в самосогласованную систему, довольно, как в принципе домино - дать только первый толчок. А общий эффект интегрального процесса получить как приз, даром.
Итак, по мнению специалистов, экологическая реформа в системе налогообложения есть едва не единой стратегией, которая разрешит одновременно:
а) эффективно увеличивать зарплату в процессе экономического развития;
б) привлекать инвестиции в технологические инновации;
в) уменьшить затраты энергоносителей и других ресурсов;
г) осуществить эффективную структурную перестройку промышленности; а также
д) уменьшить вредные выбросы и разрушение естественной окружающей среды.