Об этом Маркус Вольф (Markus Wolf), в свое время - шеф внешней разведки ГДР, наверное, и не мечтал. После гибели своего государства он был приговорен к двум годам условно. А затем посольство Федеративной республики в Москве устраивает в его честь прием.
Он был приглашен как брат режиссера Конрада Вольфа (Konrad Wolf), которому в этом году была посвящена ретроспектива Московского кинофестиваля (ММКФ). Так что, Вольф по-приятельски разговаривал с немецким послом в старом русском дворянском дворце и ел пельмени. Горячая закуска вместо 'холодной войны'.
'Холодная война', быть может, и позади, но память о Великой Отечественной войне в России по-прежнему жива, везде чувствуются ее последствия. На кинофестивале особое отношение к двум датам: '1945' и '2005'. Германия отмечает окончание войны, Россия - шестидесятую годовщину Победы.
Кстати, большая часть российских кинолент в большей мере - истории о героях, чем аутентичное отображение военных лет. Например, шпионский триллер 'Турецкий гамбит', рассказывающий о русско-турецкой войне. Он является самым кассовым фильмом года, кассовый сбор составил 19,3 миллиона долларов США. Для сравнения, третья серия 'Властелина колец', фильма, оказавшегося самым кассовым зарубежным фильмом прошлого года, собрал только 14,1 миллиона долларов.
В связи с появлением целого ряда фильмов, рассказывающих о блестящей или, по меньшей мере, успешной истории России, критик Лев Карахан говорит о 'новом патриотизме', который в его стране несет в народ кино. Государству это на руку. Поэтому оно оказывает иногда финансовую поддержку при реализации желательных для него проектов. 'Обратный отсчет', фильм о представляющих опасность для государства террористах-гангстерах, захватывающих заложников, был снят на деньги российской спецслужбы, говорит Карахан.
Теория ли заговора или нет, - но российский кинорынок переживает бум. В 2000 году доходы от кинопроката в странах СНГ составили 35 миллионов долларов США, из них 1,5 миллиона долларов - в России. В первой половине 2005 года это была уже сумма в размере 161 миллиона долларов США, из них 53 миллиона - за прокат российских фильмов.
На киноэкране рядом со всеми благородными борцами - антигерой в ленте 'Корни'. Он восстанавливает, казалось, утраченные связи русских, живущих в эмиграции, с родственниками. Если не находит настоящих родственников, то платит деревенским жителям за то, чтобы они разыгрывали роль утраченных сестер. Прекрасный экспортный товар. Поэтому удивляет, почему только немногие российские фильмы попадают на экраны в Германии. 'Россия большая, нам немецкий рынок не нужен', - уверенно парирует финансовый директор фестиваля Ренат Давлетьяров.
ММКФ, один из небольших фестивалей класса А, получивший три миллиона долларов дотаций от государства и миллион - от спонсоров, показывает 350 кинолент.
Кинофестиваль отличается непринужденностью. Только сотрудники органов безопасности, проверяющие при входе в кинотеатр каждый карман, напоминают о том, что в России существуют некоторые проблемы внутриполитического плана. Но в киноконцертном зале 'Пушкинский', напоминающем казино Лас-Вегаса, и где проходит фестиваль, Чечни на киноэкране нет.
Фильмы с более острыми сюжетами крутят недалеко от него, в Киномузее. В том же здании коллектив "Crazy Girls" показывает в одноименном баре стриптиз. Здесь также идет фильм 'Граждане Беслана' Вадима Цаликова. Без субтитров. Не большое кино, но трогает сердце. Некоторые зрители плачут.
ММКФ не желает мелочиться. Хочет приобрести статус международного кинофестиваля. 'Через несколько лет мы, быть может, будем конкурировать с Каннами', - с оптимизмом говорит художественный руководитель Кирилл Разлогов, что, наверное, не совсем реально.
По меньшей мере, американцы снова очень внимательно наблюдают за Москвой. Один из самых успешных блокбастеров 'Ночной дозор', который выйдет в сентябре на экраны в Германии, является, своего рода, русской версией 'Войны миров'. Кстати, борьба добра со злом прекрасно подходит в качестве аналогии 'холодной войны'. Киностудию 20th Century Fox это не напугало, и недавно она приобрела права на две следующие серии. Точно так же, как и копию первой.