Беседа корреспондента РФИ, Филиппа Лекаплена, с собственным корреспондентом РФИ в Москве, Жан-Фредерик Сомоном.
Вопрос: Добрый день, Жан-Фредерик. На днях около 200 заключенных одной из курских колоний совершили массовую попытку суицида. Они протестовали против ущемления их прав и жестокого обращения со стороны руководства исправительного учреждения. Каковы подробности этого происшествия?
Ж-Ф.С.: Добрый день. Сегодня ожидается официальное заявление по результатам предварительного расследования представителя прокуратуры Курской области.
На данный момент известно, что порядка 260 заключенных колонии под Льговом пытались вскрыть себе вены лезвиями из одноразовых бритв, переданных им родственниками. По словам представителей прокуратуры, все повреждения носят поверхностный характер.
Однако по данным Комитета по правам человека, количество 'самоубийц' было не 260, а, по меньшей мере, 500 человек. Они вскрыли вены на руках или шее, и их состояние значительно более тяжелое, чем сегодня пытаются представить в прокуратуре и следственных органах. Пострадавшие требовали сменить руководство тюрьмы, поощрявшее регулярные пытки и избиения заключенных.
Вопрос: Условия содержания людей в российских тюрьмах ужасающие. . .
Ж-Ф.С.: Это факт, не подлежащий сомнению. Самой большой проблемой является 'перенаселенность' камер: три года назад в России насчитывалось порядка 1 миллиона заключенных. Сегодня, даже после ряда амнистий и пересмотров приговоров их осталось не меньше 750 000 человек. Тюрьмы находятся в удручающем состоянии: старые, грязные, зачастую без света и тепла они становятся рассадником таких тяжелых инфекционных болезней, как СПИД и туберкулез. А российские власти не делают ничего, чтобы справиться с возникшей ситуацией. Более того, они 'ставят палки в колеса' тем, кто старается помочь: три года назад французская ассоциация 'Врачи без границ' начала эксперимент по лечению заключенных, больных туберкулезом, новым, одобренным ВОЗ антибиотиком. Недавно российские органы власти без объяснения причин прервали этот эксперимент и запретили его продолжение.
Кстати, инциденты, подобные курскому, происходили в стране и раньше. Это апробированный способ выражения своих требований среди заключенных. В то время как вся корреспонденция просматривается начальством колонии, акты суицида остаются единственно действенным методом донести до сведения общественности весь ужас творящегося за стенами тюрем и колоний.
Вопрос: Как реагируют официальные власти на обвинения в жестоком обращении с заключенными в российских тюрьмах?
Ж-Ф.С.: Реакция минимальна. Прокуратура сделала заявления только после того, как толпа родственников, требующих встречи с пострадавшими, собралась перед зданием тюрьмы и стала угрожать голодовкой в случае отказа. Пришлось давать какие-то объяснения, как-то комментировать ситуацию. Пресс-служба прокуратуры обещала преследовать в уголовном порядке руководство тюрьмы, допустившее злоупотребления служебным положением и превысившее свои полномочия. А ведь ранее никаких фактов жестокого обращения с заключенными выявлено не было, хотя инспекционные проверки проводились регулярно! Кроме того, прокурор сразу же заявил, что никакого пересмотра дел заключенных не будет, как и предоставления их родственникам особых привилегий на посещение пострадавших.