Старт Чимошевича - реализация втайне подготовленного плана Квасьневского, который должен спасти уклад, созданный вокруг Президентского дворца.
Сначала было землетрясение, а потом напряжение росло. Так, согласно рецепту Хичкока, прошло выдвижение кандидатуры Влодзимежа Чимошевича (Wlodzimierz Cimoszewicz) на пост президента. Принятое им решение об участии в выборах - не более, чем первый этап этого сценария. Вступление Чимошевича в президентскую баталию резко повышает температуру кампании и заставляет по-новому оценить шансы соперников. Борьба будет жестокой, с четко выраженной осью поляризации, так же, как в 1995 г., когда друг другу противостояли Лех Валенса (Lech Walesa) и Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski).
Без Чимошевича поляризации бы не было. Теперь появился сильный кандидат со слабо обустроенной левой стороны политической сцены. До сих пор единственным полюсом был Лех Качиньский (Lech Kaczynski). Решение Чимошевича означает, что аналогичный полюс возник в левом лагере. Само собой все остальные оказались между этими полюсами.
В ходе кампании в цене будет библейское 'да, да, нет, нет' . Избиратели наверняка проигнорируют тех, кто по-прежнему будет говорить 'да, но:', сочтя их недостаточно однозначными. Старт Чимошевича - это наибольшая угроза для тех политиков, которых общественное мнение воспринимает как умеренных, 'средних', а также обращающихся к левым лозунгам и ПНР-овским корням.
Данная кандидатура снижает, прежде всего, шансы на прохождение во второй тур профессора Збигнева Религи (Zbigniew Religa), который, так же, как и Чимошевич, хочет быть внепартийным кандидатом и, в то же время, умеренным, не отбрасывающим всего наследия ПНР. Мареку Боровскому (Marek Borowski), лидеру партии СДПЛ, уже нечего мечтать о двузначном результате. Левый электорат, имея возможность выбирать между более сильным и более слабым кандидатом, в большинстве своем поддержит более сильного. При Боровском останутся лишь самые горячие его сторонники. Те, кого Боровскому удалось убедить в том, что он 'единственный, кто хочет строить новую подлинно левую партию'.
Большие проблемы у Дональда Туска (Donald Tusk), лидера партии Гражданская Платформа (Platforma Obywatelska). Скорее всего, он будет вынужден изменить стратегию своей кампании. Лозунг, провозглашаемый им до сей поры: 'Радикализм, но умеренный' при ситуации поляризации не дает ему больших шансов на выход во второй тур. До сих пор он как огня избегал слов 'Четвертая Речь Посполитая' (Польская Республика после 1989 г. неофициально называется Третьей Речью Посполитой: первая существовала до 1795 г., а вторая - в 1918-1939 гг. - прим. пер.). А, в частности, этим он отличался от Качиньского. Теперь он должен отличаться прежде всего от Чимошевича.
Анджею Лепперу (Andrzej Lepper, лидер популистской партии 'Самооборона' - прим. пер.) появление нового кандидата упростит проведение кампании. Он будет бить в него и его команду как в бубен. Что, к сожалению, гарантирует высокий уровень брутальности избирательных дебатов. Но и Леппер потеряет часть своих потенциальных избирателей с левыми взглядами, считающих, что у ПНР были свои хорошие стороны.
Проблемы с кандидатурой Чимошевича будет иметь и Лех Качиньский, однако, только во втором туре. Сегодня наиболее правдоподобной ситуацией во втором туре представляется именно расклад Чимошевич - Качиньский. На первом этапе мэр Варшавы несомненно станет более радикальным в своих выступлениях, еще более критикуя то, что творилось в Польше в последние 16 лет. И тем самым повысит температуру предвыборной баталии.
- Неплохо Влодзимеж Чимошевич утер нос прочим кандидатам, говорит социолог профессор Павел Спевак (Pawel Spiewak). A политолог профессор Казимеж Кик (Kazimierz Kik) добавляет, подчеркивая еще один аспект старта маршала (т.е. председателя - прим. пер.) Сейма: - Это реализация втайне подготовленного плана, который должен спасти уклад, созданный вокруг Президентского дворца .
Действительно, если бы Влодзимеж Чимошевич прошел во второй тур, его кампания помогла бы создать новый левоцентристский лагерь на руинах СЛД и СДПЛ. Ее естественным центром стали бы люди, собравшиеся вокруг Александра Квасьневского, который, собственно, и стоит за этой кандидатурой.