Сегодня в Вене будет представлен доклад по вопросу реформирования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), который с начала года готовили семь дипломатов из Германии, Нидерландов, Соединенных Штатов, Норвегии, Хорватии, России и Казахстана. Решение о разработке такого доклада было принято в декабре прошлого года в Софии на ежегодной встрече министров иностранных дел стран-членов Организации. До очередной встречи министров, которая состоится в конце этого года в Любляне, на основе рекомендаций этих 'семи мудрецов' будет обсуждаться вопрос о том, какой будет ОБСЕ в будущем.
Основное внимание в докладе уделено организационным вопросам повышения эффективности ОБСЕ - такую задачу поставили министры иностранных дел. Однако настоящей причиной этого является политический спор между Западом и Россией относительно сущности и задач ОБСЕ, приведший Организацию в начале года на грань недееспособности, так как Россия до мая блокировала принятие бюджета на этот год. С точки зрения России ОБСЕ превратилась в инструмент Запада, с помощью которого он работает на территории бывшего Советского Союза против ее интересов.
Примером этого была для нее 'Оранжевая революция' на Украине в конце прошлого года. Она вряд ли бы произошла, если бы не несколько сот наблюдателей от ОБСЕ, вскрывших массовую фальсификацию результатов выборов и нарушения законодательства со стороны режима президента Кучмы, что стало доказательством обоснованности обвинений оппозиции во главе с нынешним президентом Ющенко. Без технической поддержки, в конечном счете, стал бы невозможным также третий тур голосования, проведенный без нарушений, в ходе которого кандидат Янукович, которого поддерживала Москва, потерпел бесспорное поражение. По такому же сценарию за год до этого к власти в Грузии пришел неугодный для Москвы, однозначно ориентированный на Запад президент Саакашвили. ОБСЕ сыграла роль катализатора также и во время мартовского переворота в Киргизии, так как ее наблюдатели вскрыли факты фальсификации со стороны бывшего президента Акаева.
То, что, по мнению российской стороны, является попыткой расширения сферы влияния Соединенных Штатов и ЕС на территорию бывшего Советского Союза в ущерб России, Запад рассматривает как контроль над выполнением обязательства, взятого на себя добровольно всеми 55 государствами ОБСЕ: обязательства соблюдать принципы правового государства и демократии. Осуществляя наблюдение в ходе выборов, ОБСЕ лишь выполняет задачу, которая была поставлена перед ней государствами-участниками в начале девяностых годов. Тогда было принято решение, что ОБСЕ должна поддержать страны Южной, Восточной и Центральной Европы, находящиеся на этапе трансформации, в деле строительства демократических государств.
Спор по поводу деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека (ODIHR) в Варшаве - это тот орган ОБСЕ, который организует наблюдение за выборами, - лишь одна из причин конфликта. Россия считает, что ее интересы непосредственно затрагивают также попытки ОБСЕ заниматься посреднической деятельностью в рамках так называемых 'замороженных конфликтов' на территории бывшего Советского Союза. При этом речь идет о споре между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, о сепаратистских республиках Абхазия и Южная Осетия в Грузии, а также о Приднестровье в Республике Молдавия, где, кстати, после боев, имевших место в начале девяностых годов, установлено перемирие (довольно шаткое). Сегодня в Приднестровье находятся российские войска, хотя в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле президент Ельцин обязался вывести их в течение трех лет. Москва открыто поддерживает сепаратистов в Абхазии и в Южной Осетии, например, тем, что жители этих районов получают российские паспорта.
В начале девяностых годов Россия относилась к ОБСЕ позитивнее. Она в то время надеялась, что ОБСЕ сможет стать важнейшей политической организацией Европы в сфере безопасности и составить конкуренцию НАТО или даже заменить ее. Пыл в Кремле охладевал по мере того, как становилось очевидным, что это не удается, и в связи с тем, что ОБСЕ в 1994 году, с началом войны в Чечне, заняла с точки зрения Москвы антироссийскую позицию. Саммит ОБСЕ в Стамбуле в конце 1999 года чуть не закончился провалом из-за войны в Чечне, начавшейся за несколько месяцев до этого. С той поры ежегодные встречи министров иностранных дел завершались без принятия заключительно заявления, так как каждый раз не удавалось достигать согласия между государствами ЕС и Америкой с одной стороны и Россией с другой. Очередной саммит глав государств и правительств, который обычно проводится через каждые три года, после прихода к власти президента Путина проведен так и не был.
Сегодня Россия обвиняет ОБСЕ, что она, дескать, использует двойные стандарты и полностью концентрирует свое внимание на событиях 'восточнее Вены' (там находится резиденция Генерального секретариата Организации). Почему, спрашивают московские политики, она не занимается конфликтом в Северной Ирландии? Почему с такой же регулярностью не организует наблюдение за выборами в Западной Европе, как это делает на Востоке? Кроме того, Москва считает, что ОБСЕ уделяет излишне много внимания так называемому 'человеческому измерению', то есть вопросам демократии и прав человека, в ущерб другим задачам в области политики безопасности.
Политологи, имеющие дело с ОБСЕ, и дипломаты едины в том, что эти разногласия устранить путем изменения организационной структуры ОБСЕ невозможно. То, что ОБСЕ и вовсе распадется, как опасались некоторые во время бюджетного кризиса в начале года, считается невозможным. Вопрос, скорее, в том, сохранит ли ОБСЕ свой вес как организация, занимающаяся политикой в области безопасности, или же она постепенно потеряет фактически всякое значение. Ее дальнейшая судьба зависит оттого, будет ли она для России и Запада выгоднее, чем сотрудничество в рамках совместных консультационных органов НАТО и ЕС.
С точки зрения России в деятельности Организации можно было бы усилить военно-политический аспект, прежде всего, в плане борьбы против террора, а также против других новых угроз. В этом заинтересован также Запад, который, с другой стороны, по принципиальным причинам не желает ограничивать деятельность ОБСЕ в вопросах, связанных с правами человека. Здесь в настоящее время существуют противоречия, которые кажутся непреодолимыми: например, в оценке событий в Узбекистане, который, как и Россия, является государством-участником ОБСЕ.
В то же время в вопросах структуры ОБСЕ разногласий почти нет, даже если интересы и мотивы, стоящие за этим, разные. Так, усиление Генерального секретариата ОБСЕ, как это предлагается в докладе 'семи мудрецов', в интересах, как западных европейцев, так и России. России выгодна формализация процесса принятия решений в ОБСЕ, который носит сегодня в высшей мере неофициальный характер, поскольку Москва в результате получает более широкие возможности для осуществления контроля. В то же время Запад заинтересован в повышении эффективности: сегодня в ОБСЕ часто происходит дублирование тех или иных направлений деятельности.