30 июня 2005 года. Самым жгучим вопросом для стран, совершающих переход от Маркса к рынку, обычно была приватизация. Сегодня, спустя 15 лет после краха коммунизма, в лексикон входит новое слово: реприватизация.
На Украине правители, которые пришли к власти в результате прошлогодней Оранжевой революции, предлагают "реприватизировать" отдельные компании, начиная с комбината "Криворожсталь", крупнейшего производителя стали. Они утверждают, что при старом режиме коррумпированные инсайдеры за бесценок "прихватизировали" жемчужины страны.
В России президент Владимир Путин оправдывает совершенное в этом году изнасилование и ограбление "ЮКОСа", когда-то главного добытчика нефти, ссылаясь на хаотичные приватизации периода 1990-х годов. Другие олигархи, разбогатевшие при прежнем российском президенте Борисе Ельцине, опасаются, что разделят судьбу основателя "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, который ранее в этом месяце был приговорен к девяти годам тюрьмы по обвинению в мошенничестве.
На сегодняшний день российский и украинский случаи похожи между собой чисто внешне. Кремль на глазах всего мира растоптал права собственности и главенство закона. Для уничтожения Ходорковского и "ЮКОСа" были использованы попирающие принципы справедливости суды, угодливые прокуроры и плохо прописанные налоговые законы. Инвесторы приняли это к сведению и поторопились прочь.
Коль скоро Украина хочет привлечь иностранный капитал и претендует на место в западном клубе демократических стран свободного рынка, президент Виктор Ющенко и его правительство поступили бы мудро, если бы избегли российской модели. Это послание до них доходит. На смену прежним громким угрозам отмены приватизационных сделок, совершенных при бывшем президенте Леониде Кучме, в Киеве пришел более осмотрительный подход к этой проблеме. Неопытные лидеры Украины пытаются исполнить свое обещание искоренить коррупцию кучьминской эпохи, действуя в рамках закона, а не руководствуясь чувством мести.
"Криворожсталь", символ предыдущей эпохи, с политической и правовой точек зрения представляется очевидным случаем для пересмотра. В июне прошлого года компании, подконтрольные украинским миллиардерам Виктору Пинчуку и Ренату Ахметову, за 800 миллионов долл. США купили 93% акций комбината, который давал прибыль в размере 370 млн. долл. Предложенная ими цена была почти вдвое меньше той, которую предложила проигравшая компания "U.S. Steel" (сейчас "Mittal Steel"), оценившая этот комбинат в 1,5 млрд. долл. Кстати, г-н Пинчук женат на дочери тогдашнего президента Кучмы. Новое правительство г-на Ющенко, вооружившись несколькими решениями суда, вернуло себе контроль над комбинатом "Криворожсталь", который должен быть снова выставлен на торги до конца текущего года.
В данном случае правительство вело себя в судах правильно, дав нынешним владельцам право на апелляцию и проводя весь процесс открыто. Правительство ставило перед собой цель отмены совершенной в прошлом году спорной сделки, а не персонального преследования господ Пинчука и Ахметова. Киев также дал понять, что в будущем более хорошие возможности для получения доходов от комбината имеют частные владельцы, а не государство.
"Если бы они этого не сделали, то утратили бы политическое доверие к себе, - сказал нам недавно Жан Лемьер (Jean Lemierre), президент Европейского банка реконструкции и развития, являющегося крупнейшим инвестором на Украине. - Им следует браться лишь за самые очевидные дела, а не иметь слишком длинный список предприятий, подлежащих реприватизации". Киев должен сопоставлять легитимность контракта, добавил он, со святостью контракта.
Поначалу украинские лидеры вели речь о сотнях подозрительных приватизационных сделок, которые должны быть пересмотрены. В мае г-н Ющенко сократил этот список до 20 неназванных компаний, а в текущем месяце объявил, что "никакого списка не будет". Он сейчас заявляет, что суды пересмотрят каждую сделку в отдельности. Никакому инвестору не понравится правительство, явно ставящее перед собой цель апроприации частных компаний. Тут желательна сдержанность.
Рыночные экономики построены на фундаменте права собственности, которое, в свою очередь, охраняется и обеспечивается судами. Перед Украиной стоит задача укрепления своих государственных институтов и главенства закона - а не их ослабление, как сделал г-н Путин в Москве - а также создания ровного игрового поля. Это означает, что с друзьями нынешнего режима будут обходиться точно так же, как с друзьями прежнего. Киеву, вполне возможно, следовало бы также обратить внимание на тот факт, что после развала СССР законы были нечеткими, а правила игры - неопределенными. Кроме разве что вопиющих случаев, Украина готова скорее допустить ошибку, согласившись на то, чтобы признать прежние сделки действительными, чем переигрывать эту игру.
У Украины есть шанс, который Россия упустила: завершить переход к рыночной экономике в западном стиле. Мильтон Фридман (Milton Friedman) в конце 1990-х годов советовал бывшим коммунистическим странам "приватизировать, приватизировать и приватизировать". Памятуя об этом, любую реприватизацию лучше всего осуществлять таким способом, который укрепляет главенство закона. Киев заявляет, что должен исправить ошибки своих предшественников. Его действия можно будет признать успешными только в случае, если никаким будущим правителям не потребуется - или, если хотите, они не смогут - вновь пересматривать права частных собственников.