По словам заместителя Государственного секретаря США Николаса Бернса, нынешний год является особенно важным в плане окончательного определения будущего Косово и Метохии. При вынесении решения о начале переговоров о будущем статусе края, наряду с остальными фактами, будет принято во внимание выполнение стандартов, и особенно состояние межэтнических отношений в Косово и Метохии.
В настоящее время межэтнические отношения характеризует существование огромной этнической дистанции между албанцами и сербами, недостаток доверия между различными этническими группами.
В документе подкомитета по обороне и безопасности Парламентской Ассамблеи НАТО утверждается, что почти половина вооруженных инцидентов на территории Косово и Метохии направлена против представителей ООН.
Следует упомянуть и слабую работу временных организаций в регионе, которым следовало бы проявлять большую активность и открытость, когда речь идет о включении представителей всех этнических сообществ в Косово и Метохии, и в особенности - видных представителей сербского сообщества.
Важно добавить, что международное сообщество, а особенно КФОР (миротворческие силы в Косово), добилось того, что сейчас существует меньше шансов для начала нового конфликта в регионе, но, с другой стороны, успехи намного меньше, когда речь идет о стабильности на микроуровне. То есть этническая напряженность не устранена и конфликт низкой интенсивности и сегодня характеризует ситуацию в регионе, как до подписания Охридского договора (мирный договор, подписанный в 2001 г., позволил разделить Македонию по этническим границам - прим. пер.) характеризовал этнические отношения в Македонии.
Принимая все это во внимание, в настоящий момент ситуация представляет угрозу как полной стабилизации региона, так и стабилизации отношений в Косово и Метохии и ставит главных участников - ООН, НАТО и ЕС - в тяжелое положение, когда будет необходимо управлять возможным кризисом, и затрудняет попытки начала переговоров о будущем статусе Косово и Метохии.
Один из важных инструментов управления политическим процессом - это начало переговоров о форме и виде децентрализации и возможности ее реализации.
На данный момент существует два подхода к процессу децентрализации: план Временных косовских институций и план Правительства Сербии.
Первый план состоит в формировании на территории Косово и Метохии пяти пробных общин, в которых бы осуществился процесс децентрализации. Стоит принять во внимание тот факт, что не существует стратегии выполнения плана.
План Правительства Сербии, в свою очередь, заключается в создании регионов, в которых большинство составляет сербское население. Планом предусматривается способность жителей взаимодействовать и делить ответственность с властями в Приштине. План сербского правительства был почти полностью отвергнут международным сообществом, что дополнительно способствовало недоверию между представителями косовских сербов, власти в Белграде с одной стороны, и международного сообщества (особенно УНМИК) с другой.
Несмотря на то, что децентрализацию представляют весьма важным процессом существования сербского сообщества в Косово и Метохии, опыт показывает, что существует большая неосведомленность в том, что на самом деле представляет собой децентрализация и каковы последствия реализации различных планов на повседневную жизнь сербского сообщества.
Существует большой интерес к тому, что представляет собой процесс децентрализации, но, к сожалению, нет достаточной информации о том, как этот процесс влияет на повседневную жизнь сербского сообщества в Косово и Метохии.
Другой важный инструмент управления политическим процессом в Косово и Метохии - это начало диалога на всех уровнях. В этом смысле, следовало бы работать в двух направлениях: организовывать диалог между представителями власти в Сербии с одной стороны, и представителями временных институций в Приштине и албанских партий с другой; в то же время необходимо поддержание так называемого местного диалога между всеми важными представителями косовских сербов и албанских партий по поводу проблем, которые относятся к улучшению повседневной жизни сербской общины в Косово и Метохии.
Первую фазу прямого диалога между Белградом и Приштиной невозможно организовать без присутствия международных посредников, однако, УНМИК не может взять на себя эту роль, и поэтому это задачу исполнит специальный представитель Генерального секретаря ООН.
Важно напомнить, что соглашение по поводу будущего статуса будет выполнено в рамках контакт-группы, которая будет играть роль 'миротворца' между двумя противоположными позициями - с одной стороны, 'больше автономии, меньше независимости', а с другой - полная независимость и суверенитет. В этом смысле положение Белграда будет во многом зависеть от готовности и подготовленности к диалогу.
В равной степени важна и роль международного сообщества при включении всех важных представителей сербов в процесс переговоров, которые касаются улучшения жизни всего населения Косово и Метохии, прежде всего сербской общины. Особенно такой подход важен в планировании процесса децентрализации. Это существенный момент, учитывая, что явный недостаток видения широты проблемы со стороны международного сообщества формирует политику по отношению к сербскому сообществу в Косово и Метохии. В то же время, ни лидеры сербского объединения в Косово и Метохии, ни официальные организации в Белграде не показали в полной мере свое дипломатическое искусство в привлечении международных представителей на свою сторону.