Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Соединенные Штаты между раем и адом

Пугает не столько приближающийся конец мира, сколько начало новой эпохи обскурантизма

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможно они и правы. Конец уже близок и пробил час спрятаться за крестом. Но факт остается фактом: борьба между раем и адом явно присутствует на всех уровнях американской жизни, начиная от Верховного Суда и заканчивая нью-йоркской подземкой

'Десять Заповедей' в Верховном Суде и преподобный Билли Грем, предсказывающий наступление конца света.

Возможно они и правы. Конец уже близок и пробил час спрятаться за крестом. Но факт остается фактом: борьба между раем и адом явно присутствует на всех уровнях американской жизни, начиная от Верховного Суда и заканчивая нью-йоркской подземкой.

В течение всего лишь несколько часов произошел целый ряд симптоматических событий: Верховный Суд вынес свой вердикт о возможности вывешивать таблички с изложением Десяти Заповедей на зданиях государственных учреждений, наиболее известный лидер американских евангелистов предупредил сотни тысяч американцев (в том числе чету Клинтонов) о приближении конца света, ревностный христианин и бывший бойскаут сознался в том, что он серийный убийца, а в одном из вагонов метро из-за религиозных разногласий произошла стычка.

Но будем последовательны. 27 июня Верховный Суд США постановил (пятью голосами 'за' против четырех 'нет'), что вывешивать присутствие Десяти Заповедей на зданиях правительственных учреждений не противоречит Конституции. Исключение составляют здания судов (хотя все зависит от того, как толковать упомянутое постановление). Обнародование вынесенного вердикта произошло в зале, где находится изображение Моисея с полученными от Господа скрижалями.

В Квинсе, на территории некогда проходившей здесь Всемирной выставки, преподобный Билли Грем (Billy Graham) завершил трехдневный 'евангелистский крестовый поход' обращением к 200 тысячам собравшихся, которое переводилось на 13 языков. По данным возглавляемой евангелистом организации, всего за почти пятьдесят лет религиозной деятельности Грема его проповеди во время 417 крестовых походов услышали более 83 миллионов человек.

Грем, получивший прозвище глобальный посланник Христа - самый известный американский евангелический проповедник. Обращаясь с амвона к собравшимся, этот болезненный 86-летний старик твердым голосом известил, что 'сегодня почти все понимают, что мы приближаемся к кульминационному моменту нашей истории. Наступает конец мира. Но не Земли; конец той мировой системы, в которой мы живем и которую Библия называет 'сатанинской''. Грем посоветовал своим слушателям быть к этому готовыми, 'открыть свое сердце Иисусу' и покаяться в своих грехах. 'Когда ситуация в мире начинает напоминать времена Ноя, человек должен устремить свой взор ввысь и знать, что пришествие Христа не за горами'. 'Думаю, что сегодня Господь предупреждает нас', - добавил он.

Грем был духовным наставником некоторых президентов и других выдающихся политических фигур. Так бывший глава государства Билл Клинтон (Bill Clinton) и его супруга - сенатор Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) - присутствовали на одной из его божественных проповедей в Нью-Йорке.

Как говорят приближенные Грема, проповедник молился вместе с десятью последними хозяевами Белого Дома, начиная с президента Дуайта Эйзенхауэра (Dwight Eisenhower). Преподобный Грем присутствовал на приведении к присяге восьми президентов и 47 раз появлялся в ежегодно публикуемом 'Gallup' списке десяти самых почитаемых людей планеты.

На своем пути Билли Грем стремился не вставать на ту или иную политическую позицию и не примкнул к так называемым 'религиозным правым'. Он не был замешан в финансовых или сексуальных скандалах, вроде тех, что уничтожили или навредили многим из его конкурентов на религиозном поприще. Своим участием в мероприятии, которое им самим было названо, возможно, его последним крестовым походом по эту сторону жизни, Грем показал, что по-прежнему является одним из самых влиятельных и популярных религиозных деятелей современности.

Но во время проведения этого божественного собрания под землей произошло столкновение между силами евангелическими и всеми остальными. На Манхеттене в одном из вагонов подземки линии А некая прилично одетая и до определенного момента достойно державшаяся женщина внезапно поднялась и стала призывать всех принять Иисуса в своем сердце. После этого женщина начала свою религиозную проповедь (на английском и испанском языках), которая должна была, по ее мнению, спасти заблудшие души пассажиров. Молодой человек с татуировкой на руке, читавший газету в нескольких шагах от 'спасительницы', не выдержал и возмущенно обратился к ней: 'У меня нет ни единой причины соглашаться с твоим видением Иисуса, и не думаю, что ты - его посланница. Все вы, евангелисты, друг друга стоите. Лучше отправляйся в Алабаму, там любят подобные выступления, а здесь - Нью-Йорк и никто не обязан тебя выслушивать'.

Несколько удивленная женщина, привыкшая к тому, что большинство пассажиров, как правило, ее игнорируют - что так естественно для этого города с его обыденными сценами из жизни сумасшедших и чудаков - решила придать страстности своей проповеди. Однако молодой человек вновь повторил: 'Все вы друг друга стоите. Оставь нас в покое. Слушай, я только что разговаривал с Иисусом, и он сказал мне, чтобы ты сошла на следующей станции, там он и будет тебя ждать. Иисус мой приятель, у нас очень хорошие отношения, и он настаивает, чтобы ты сошла'.

Находившийся неподалеку и читавший газету на китайском языке мужчина поднял голову и поблагодарил молодого человека, так же поступила и сидевшая напротив женщина, сказав, что разделяет его точку зрения. Проповедница не знала что и делать, а потому вышла на следующей станции. Молодой человек извинился перед всеми, объяснив, что 'действительно не переносит все эти евангелистские штучки'.

Набожные фундаменталисты, стремящиеся поставить свое представление о Библии выше всех прочих, были в этой стране с момента ее основания, но сегодня кажется, что они повсюду. Существуют университеты, в которых молодых христиан-консерваторов готовят к получению высоких постов во власти. Финансовое и политическое влияние религиозных консервативных сил ощущается как во время проведения всех выборов - в стране, в штатах, на местах, - так и во время национальных дебатов, начиная от обсуждения прав женщин и гомосексуалистов и заканчивая изучением науки и литературы, от войны в Ираке до проблем окружающей среды, и т.д.

Но каждый день в стране случаются скандалы, связанные с самопровозглашенными защитниками моральных устоев Соединенных Штатов. Например, случай с врачом Дэвидом Хайгером (David Hager) - выдающимся гинекологом и специалистом в вопросах женского здоровья, которого правительство Буша назначило главой Управления по контролю за лекарственными препаратами и продуктами питания (FDA). Хайгер постоянно говорит о том, что он руководствуется именно верой в вопросе выбора той или иной позиции, и это превращает его в рьяного противника чрезвычайной контрацепции, абортов и добрачного секса.

Тем не менее, недавно жена Хайгера развелась с ним и так объяснила причину этого решения: она больше не могла выносить насилия со стороны своего мужа, который заставлял ее против воли заниматься анальным сексом. Однако Хайгер, подобно многим другим, кто руководствуется своей верой в вопросах морали и воспринимает ее как оправдание своих политических поступков, в ответ на любую критику заявляет, что это 'часть войны против христиан' этой страны. Подобным образом эти 'святоши' призывают к оружию своих сторонников-фундаменталистов и выступают против любого, кто назовет себя 'атеистом' или, хуже того, решится критиковать их. Подобный аргумент о наступлении противников христиан совсем недавно во всеуслышанье прозвучал в Палате Представителей, когда часть присутствовавших выступила против назначения неверующего ученого руководителем кафедры социологии одного из университетов. Иными словами, это происходит повсюду. Хотя, конечно, есть христиане и есть христиане.

27 июля в Канзасе 60-летний мужчина, бывший предводитель отряда бойскаутов и ревностный христианин, всегда ходивший на службу в церковь, признал, что виновен в совершении 10 убийств и является знаменитым серийным убийцей, получившим прозвище 'ВТК' и несколько десятилетий подряд державшим в страхе городок Вичита. Полиция не могла поймать его 31 год. Этот человек связывал, мучил, а затем убивал своих жертв - почти всегда женщин, - чтобы, по его собственному признанию, удовлетворить свои 'сексуальные фантазии'.

Иными словами, посещение церковных служб, присутствие на проповедях Грема или установление памятной доски с записью Десяти Заповедей напротив суда, по-видимому, не гарантируют высокий уровень нравственности. Тем не менее, на данный момент в этой стране использование религии для оправдания или проведения своей политики, похоже, оправдывает себя.

Великолепная обозревательница 'The Nation' Ката Поллит (Katha Pollit) недавно опубликовала на страницах этого издания целую подборку фраз, напоминающих нам о том, что битва между религией и моралью ничуть не нова. Среди высказываний слова Дидро: 'Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника'. Или Вольтера: 'Религиозные истины лучше всего понимаются теми, кто утратил способность к здравомыслию'. Или великого Бертрана Рассела (Bertrand Russell): 'Христианская религия в своей церковной организации была и все еще продолжает оставаться главным врагом нравственного прогресса в мире'.

Как отмечает Поллит, назначение в 1940 году Рассела преподавателем нью-йоркского City College вызвало истеричную кампанию протеста против этого атеиста. Кампания была организована принадлежавшими Рэндольфу Херсту (Randolph Hearst) газетами и католическими и епископальными церквями и закончилась обвинениями против этого великого мыслителя и отзывом предложения университета. С того момента в школах и государственных университетах Нью-Йорка против интеллектуалов левых взглядов была открыта охота на ведьм. Десятью годами позже Рассел стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

А потому пугает не столько приближающийся конец мира, сколько начало новой эпохи обскурантизма. Но в некоторых местах, под Нью-Йорком, остались еще бунтари, которые продолжают борьбу между раем и адом.