Сэр, в своей статье от 28 июня 'Председательство России в Большой Восьмерке будет фарсом' Джеффри Гартен предлагает российскому президенту Владимиру Путину программу изменения поведения. По его словам, следует сказать Путину, что члены Большой Восьмерки могут бойкотировать саммит в Санкт-Петербурге, намеченный на лето 2006 года, если он в течение этого года не сможет 'осуществить ряд политических и экономических изменений'.
Предлагаемый маневр, предназначенный для того, чтобы обращаться с господином Путиным как с русским медведем на американском поводке, ошибочен. Он не сработает. Под руководством Буша и Путина за последние пять лет США и Россия начали сотрудничать по ряду вопросов, представляющих взаимный интерес и вызывающих общую озабоченность. Среди них борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия и соблюдение взаимного ядерного паритета. Требование членов Восьмерки о том, чтобы Путин немедленно начал соблюдать определенные этой группой либеральные нормы, нанесет ущерб продолжению сотрудничества по данным вопросам. Многие в США чувствуют разочарование, даже раздражение в связи с тем, что Путин решил вести свою, самостоятельную линию, отделив решение этих общих для США и России проблем от проблемы укрепления политической демократии в России. Напротив, при его предшественниках преобладало почти полное совпадение интересов и принципов между руководителями двух государств.
Так, при Рейгане и Горбачеве наступил конец холодной войны, затем последовал распад Советского Союза, что полностью соответствовало стратегическим целям США. В то же время, инициативы Михаила Горбачева по либерализации соответствовали стремлениям США к формированию в Советском Союзе ценностей свободы. Похожим образом, реализованный совместно Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным проект по разрушению коммунистической системы полностью соответствовал американским интересам и принципам. Путин напротив, укрепил президентскую власть, заявляя при этом, что закручивание политических гаек необходимо для противодействия терроризму и для наведения порядка в управлении регионами, поскольку, по его мнению, обе эти проблемы представляют угрозу существованию России как федеративного государства. Вместе с тем, несмотря на тенденцию консолидации власти, россияне по-прежнему могут свободно выбирать место работы, место жительства, владеть собственностью, путешествовать, проводить забастовки и демонстрации протеста. В прошедший понедельник бывший президент Михаил Горбачев поддержал действия Путина по 'обеспечению стабильности и большей управляемости'.
Совершенно очевидно, что политика Путина является комплексным сочетанием хороших и плохих компонентов. Однако стремление Гартена поставить Россию Путина на одну доску с одиозным режимом Судана выглядит нелепо.
Падма Десаи, профессор экономики, директор Центра экономики переходного периода при Колумбийском университете Нью-Йорка
____________________________________________________________
Избранные сочинения Падмы Десаи на ИноСМИ.Ru
Отстаньте от Путина ("The Wall Street Journal", США)
В российской истории уже было противостояние между властью и бизнесом ("The Wall Street Journal", США)
Несмотря на усмиренную политическую оппозицию, Путина ожидают еще большие трудности, чем прежде ("The Financial Times", Великобритания)
Бедный российский избиратель ("The Wall Street Journal", США)
Путин - Ходорковский: неравное противостояние ("The Financial Times", Великобритания)
Помочь России подготовиться к вступлению во Всемирную торговую организацию ("The Financial Times", Великобритания)