Шесть месяцев спустя после украинской оранжевой революции усиливающееся соперничество среди ее лидеров ставит под угрозу запланированные политические и экономические реформы.
Союзники президента с мягкими манерами Виктора Ющенко и вспыльчивого премьер-министра Юлии Тимошенко разделяются на два соперничающих лагеря. Сам Ющенко пытается встать над ссорой и установить свою власть над обеими фракциями. Однако ему приходится изо всех сил удерживать от распада тот хрупкий альянс, который был создан для свержения бывшего президента Леонида Кучмы, но который сегодня начинает трещать по швам.
Ющенко на этой неделе заявил: 'Я рад диалогу (с моими коллегами). Но если кто-то будет оспаривать решение после его принятия, могут возникнуть проблемы. Я этого не допущу'.
Сторонники оранжевой революции обеспокоены тем, что конфликты в течение следующих нескольких месяцев могут обостриться, поскольку конкурирующие фракции начинают готовиться к парламентским выборам, намеченным на март будущего года.
Одна группа состоит из политиков, близких к Ющенко; ее возглавляет секретарь Совета национальной безопасности Петр Порошенко. Тимошенко руководит второй группой, куда входит министр финансов Виктор Пинзеник.
Бизнесмен Порошенко, чьи интересы распространяются на кондитерскую промышленность, банковское дело и средства массовой информации, выступает за политику поддержки бизнеса. По важнейшему вопросу пересмотра результатов спорной приватизации, проведенной Кучмой, Порошенко выступает за проверку лишь ограниченного числа сделок, поскольку опасается срыва нормальной деловой активности и задержки в поступлении новых инвестиций.
Популист Тимошенко, которая пользуется мощной поддержкой у бедной части украинского населения, выступает за более масштабное наступление на активы и собственность бизнесменов, связанных с Кучмой. Она также хочет отказаться от схем минимизации налогов, таких как формирование отпускных цен, которыми активно пользуются украинские деловые круги.
Когда ее спросили о конфликте с Порошенко, Тимошенко отказалась назвать имена, но в общем описала соперничество внутри команды Ющенко как спор между теми, кого она считает самоотверженными государственными служащими, и теми, кто 'пришел для наращивания собственного капитала и передела собственности, для обеспечения собственных интересов, а не для создания конкурентоспособной экономики'.
Порошенко заявил, что рад присутствию в администрации Ющенко большого количества бизнесменов, потому что они доказывают свою эффективность.
Все его акции размещены в независимом доверительном фонде, и он отвергает заявления о том, что заботится лишь о благосостоянии собственных компаний.
Порошенко и Тимошенко настаивают на том, что разделяют взгляды Ющенко на модернизацию Украины, на ее вступление во Всемирную Торговую Организацию и на перспективы членства в Европейском Союзе. Все три руководителя также хвалятся увеличением расходов на социальные нужды в бюджете этого года, между ними существует широкое согласие относительно принципов пересмотра итогов приватизации.
Порошенко и Тимошенко довольно часто вступали в публичные споры, и когда в них вмешивался Ющенко, он обычно вставал на сторону Порошенко - например, по поводу масштабов пересмотра итогов приватизации (здесь Ющенко за ограниченные действия) и ограничения цен на нефть и нефтепродукты.
Все они - Порошенко, Тимошенко и Ющенко - говорят о том, что попытаются сформировать единый блок к парламентским выборам. Голосование имеет важное значение, поскольку ему будут предшествовать реформы, в соответствии с которыми значительная часть президентских полномочий перейдет к премьер-министру, и премьер-министр станет подотчетен парламенту.
Кучма добился осуществления этих реформ в декабре прошлого года в обмен на свое согласие на внесение изменений в избирательное законодательство, создавших правовую основу для проведения переголосования на поставленных под сомнение президентских выборах, в результате чего к власти пришел Ющенко. Ющенко сейчас хотел бы отменить данные реформы, но парламент ему в этом отказывает.
Ющенко рассматривает возможность обходного маневра путем проведения референдума. Вскоре суд примет решение относительно законности такого шага.