Владимир Путин перешел в наступлением шармом. На днях он пригласил в гости промышленников из Германии, чтобы рассказать как сильно Россия хочет их инвестиций и как хорошо с ними будут обращаться. Затем пришла очередь американцев выслушать, как защищены будут их инвестиции от самовольного захвата, бюрократического удушения, невероятных налоговых претензий и прочих недружественных шагов.
Днем позже министр финансов Путина Алексей Кудрин объявил о планируемом законе о налоговой амнистии, цель которого - убедить россиян прекратить незаконный вывод денег за границу и вернуть их в страну. Тем, кто репатриирует незадекларированные доходы из-за рубежа, не придется отвечать ни на какие вопросы при условии уплаты скромного налога в 13%.
Приоритеты Кремля изменились. В течение нескольких лет его внимание было направлено на наказание предпринимателей, которые нажились на нечестной приватизации, когда основным приоритетом было передать промышленность в частные руки.
Основной мишенью стал Михаил Ходорковский - недавно его приговорили к девяти годам тюрьмы, пригрозив выдвинуть новые обвинения в экономических преступлениях. Его нефтяная компания, 'ЮКОС', была самой ценной, финансово прозрачной и эффективной в стране, а потому привлекала больше иностранных акционеров, чем любая другая. Они потеряли все свои инвестиции, когда Путин стер компанию в пыль и ренационализировал ее активы.
Одновременно компании, контролируемые иностранцами, не были допущены к участию в новых крупных нефтяных и горнодобывающих проектах. Неудивительно, что потенциальные корпоративные инвесторы начали сторониться России, а российские граждане решили, что деньги гораздо безопаснее хранить за рубежом, чем оставлять на родине.
Теперь Россия отчаянно хочет инвестиций. Приоритеты меняются. В Великобритании, кстати, тоже. Когда умирающее правительство Мейджора (John Major) настаивало на приватизации железнодорожной компании Railtrack, казалось, что его основные приоритеты максимально увеличивают его же непопулярность и расстраивают планы лейбористов.
Новые лейбористы (будущее правительство) легко могли помешать продаже в полном соответствии со своей политикой. Но приоритетом для них было выглядеть по-граждански ответственными и респектабельными, а потому они позволили организовать выпуск акций по необходимо низкой цене.
Когда же лейбористы пришли к власти, им понадобилась прибыльная Railtrack, чтобы финансировать как можно большую часть их амбициозного плана по увеличению инвестиций в железные дороги. А потому за первые полтора года правления лейбористов акции Railtrack выросли с 600 пенсов до 17 фунтов стерлингов.
Но вскоре независимую Railtrack стали воспринимать как препятствие лейбористским планам по прямой железнодорожной экспансии и начали представлять как одного из главных врагов общества. Ее крупнейшей финансовой катастрофой стало превышение запланированных расходов при реконструкции магистрали западного побережья, которую, по новым правилам, необходимо было производить не нарушая графика движения поездов. Гуманитарная катастрофа - авария в Хэтфилде - дала министрам возможность вернуться к Плану А и замыслить уничтожение Railtrack.
Благодаря решимости 49 тыс. мелких инвесторов довести дело до суда, стали известны некоторые грязные подробности заговора, организованного бывшим министром транспорта Стивеном Байерсом (Stephen Byers) для развала Railtrack самым неприглядным из всех возможных способов.
Судья Линдсей (Lindsay) должен будет решить, превысили ли министры свои полномочия. Инвесторам же стоит отметить сильнейшее презрение, с каким правительство и госслужащие относятся к акционерам, одновременно пытаясь заставить людей больше копить и инвестировать в паевые пенсионные схемы и акции индивидуальных сберегательных счетов.
Уверения Путина без сомнения искренни, по крайней мере, пока прямые иностранные инвестиции остаются приоритетом. Пенсии в Великобритании не были проблемой, когда Гордон Браун провел свою налоговую реформу, которая принесла казне 5 млрд. фунтов в год. Если добровольные пенсии когда-нибудь станут главным приоритетом Великобритании, вкладчики смогут ожидать более честного отношения со стороны правительства. Но только пока не появятся более насущные нужды, такие, как сбалансирование бюджета.
В Британии, как и в России, инвесторы не должны доверять предложениям правительства, если их интересы не совпадают с правительственными приоритетами.