Сообщения из Москвы о том, что прокуратура распорядилась изучить содержание русского перевода 'Кицур Шульхан Арух' - сокращенного кодекса иудейских правовых норм, составленного в 19 веке - вызвали резкую реакцию со стороны лидеров еврейской общины России, однако большинство евреев, живущих в стране, восприняли их довольно равнодушно. Многие из них даже не слыхали о последнем повороте в этом деле, началом которого стало письмо за 500 подписями, направленное в январе этого года в прокуратуры Москвы и Санкт-Петербурга, с требованием запретить иудейскую религию и еврейские организации в России. Письмо вызвало бурю возмущения общественности, и авторы отозвали его. Однако в марте они направили в прокуратуру новое письмо, смягченное и более конкретное по содержанию - на сей раз его подписали 5000 человек.
В новом варианте письма авторы требовали от прокуратуры исследовать содержание 'Кицур Шульхан Арух' - они утверждают, что книга способствует разжиганию расовой ненависти - и деятельность еврейской организации, занимающейся ее распространением. Поначалу прокуратура отклонила эту просьбу, но в июне объявила, что проведет соответствующее расследование. Однако после статьи в 'Haaretz' об этом деле прокуратура Москвы под давлением общественности прекратила расследование.
'Я в курсе этих последних сообщений, и они меня тревожат, - рассказывает сорокалетняя Ада Сорокер, еврейка, живущая в Москве. - Но в то же время я не думаю, что это представляет реальную опасность'.
Каждое утро, отправляясь на работу (по профессии она переводчик) Сорокер проходит мимо израильского посольства в Москве. Как и у тысяч других евреев, живущих в городе, у нее есть израильский паспорт. В начале 1990х гг. она несколько лет прожила в Израиле.
Сегодня Сорокер вполне довольна жизнью в Москве. Она принадлежит к нарождающемуся российскому среднему классу; по ее словам, в последние годы ей не приходилось сталкиваться с проявлениями антисемитизма и она не считает, что в ее стране царит антисемитская атмосфера. Тем не менее, она внимательно следит за сообщениями российских СМИ и еврейской прессы, касающимися проявлений антисемитизма. Она утверждает, что в повседневной жизни антисемитизм не ощущается, и не он является предметом обсуждения для ее знакомых-евреев. Большинство из них равнодушны к политической и общественной жизни; как и большинство москвичей, их куда более волнуют планы на предстоящий отпуск и повседневные заботы.
'Сегодня в России общая атмосфера проникнута патриотизмом и стремлением вернуть стране статус сверхдержавы. На этом фоне некоторые элементы ксенофобии действительно ощущаются, но ее объектом становятся не столько евреи, сколько представители других национальных меньшинств, живущие в Москве - особенно кавказцы', - рассказывает Сорокер, добавляя, что среди сотрудников компании, где она работает, немало евреев, и что в их разговорах тема антисемитизма ни разу не всплывала. Одна из ее коллег, Римма Киевская, говорит, что она сама и ее родные слышали о прокурорском расследовании, но эти сообщения вызывают у них просто удивление. По ее словам, несмотря на характерную еврейскую внешность, она ни разу не сталкивалась с антисемитизмом.
Геннадий Гройсман и его племянник Марк Гройсман вообще не знают о решении прокуратуры начать расследование. 'Если это правда, то это прежде всего вызывает у меня смех. Очевидно, что прокурорское расследование в отношении религиозного текста, написанного сотни лет назад - вещь абсурдная и смешная', - говорит Марк. По его мнению, появление письма (под которым, среди прочих, подписались и представители социалистической партии 'Родина') связано не с антисемитскими настроениями в правительстве и обществе, а с политическими дрязгами в кругу высокопоставленных чиновников. 'Когда евреев используют в качестве орудия в политической игре ради целей, не имеющих к ним никакого отношения, у меня это вызывает отвращение', - добавляет он.
Сейчас не семидесятые годы
Гройсамны не считают, что возникший вокруг письма шум приводит к возникновению в стране атмосферы антисемитизма, способной поставить под угрозу их благосостояние. Они тоже утверждают, что сегодня не ощущают вокруг никаких проявлений антисемитизма. Однако в начале 1970х гг. ситуация была диаметрально противоположной. Тогда из-за антисемитизма они вынуждены были покинуть СССР и эмигрировать в Израиль. Через несколько лет Геннадий Гройсман перебрался в Канаду. Его племянник, приехавший в Израиль вместе с родителями в одиннадцатилетнем возрасте, закончил там школу, отслужил в Армии обороны Израиля и поступил в 'Технион' - Израильский технологический институт в Хайфе. Затем, уже в середине 1980х гг., он решил переехать в Канаду и поступить на фирму своего дяди.
'В Канаде я впервые услышал странный вопрос: 'Кто вы по вероисповеданию?' Я вырос в Израиле и для меня то, что я иудаист, было и является чем-то совершенно естественным', - объясняет Марк.
В 1990 г., через 20 лет после отъезда из СССР, Геннадий Гройсман снова приехал в Москву. Первый визит был кратким. Однако, осознав потенциал и благоприятные возможности для развития бизнеса в России, он решил остаться в стране. Вскоре к нему присоединился и племянник. Они занимаются строительным бизнесом, и весьма успешно. Сегодня их можно причислить к категории 'новых русских' (так в России называют нуворишей). 'Многие 'новые русские' на самом деле - 'старые евреи'', - шутит Геннадий Гройсман. По его мнению, эта ситуация не вызывает у людей зависти и не способствует распространению антисемитизма. 'Впрочем, я предпочитаю зависть жалости', - саркастически замечает он.
Антисемитизм его нисколько не заботит, и они с племянником, судя по всему, предпочитают обсуждать другие, более важные для них вещи - к примеру новый проект, который они осуществляют вместе с партнерами из Израиля и Канады: строительство престижного жилого квартала, первого в своем роде в Москве - он будет состоять из частных домов, выдержанных в североамериканском стиле, которые будут продаваться по весьма привлекательным ценам.
По словам Геннадия, 'пресса в Израиле все раздувает до небес. Всякие прокурорские расследования не выводят меня из равновесия. Я не согласен с тем, что 'антисемитизм в России находится на подъеме'. Напротив: сегодня здесь хорошо и даже престижно быть евреем'.
Геннадий женат вторым браком; его жена - русская. Он рассказывает, что обе его жены по собственной воле поменяли свои русские фамилии на его еврейскую: в СССР 1970х - 1980х гг. такое было бы просто немыслимо. 'После развода моя бывшая жена не стала брать девичью фамилию. Она предпочитает оставаться 'Гройсман'. Она зубной врач, и это ей только выгодно: у пациентов врачи-евреи пользуются высокой репутацией', - поясняет Геннадий. Хотя он, как и большинство москвичей-евреев, не принимает участия в жизни еврейской общины, Геннадий, по его словам, гордится тем, что он - еврей.
Политические игры
Многие российские евреи расценивают инцидент с антисемитским письмом как одно из проявлений политических игр - борьбы за власть между политиками и партиями. Почему в этих играх используют евреев, остается неясным, и предлагаемые объяснения порой выглядят довольно странно. Согласно одной версии, президент Путин позволяет озвучивать подобные антисемитские высказывания, чтобы затем публично их осудить и прослыть в глазах мирового сообщества защитником евреев и либеральных ценностей. Другая гипотеза связана с тем, что вся эта история с письмом совпала по времени с правительственными мерами по сокращению социальных льгот - затронувшими в основном низкооплачиваемые слои населения и пенсионеров. Коммунистическая партия Российской Федерации и социалистическая партия 'Родина' - представители последней были среди инициаторов письма - выступили против политики правительства и вывели тысячи людей на демонстрации протеста против урезания льгот. Для России, где общественность в основном ведет себя апатично и не желает участвовать в социально-политической деятельности, это стало необычным явлением. Кое-кто считает, что власти использовали публичный скандал, вызванный антисемитским письмом, для того, чтобы отвлечь внимание людей от ухудшения их материального положения и подорвать имидж социалистической партии. Подобные гипотезы можно услышать не только от евреев - они появляются на различных интернетовских сайтах и в российских СМИ.
После бесед с московскими евреями возникает впечатление, что антисемитизм в России - явление маргинальное, и оно не слишком беспокоит большинство евреев. Социолог Лев Гудков - один из ведущих специалистов по проблеме антисемитизма в стране - подтверждает подобную оценку. По его словам, за последний год количество антисемитских проявлений в России существенно не увеличилось, и он остается маргинальным явлением. Основное 'ядро' антисемитов в России остается неизменным - это те же знакомые персонажи, что пропагандировали подобные взгляды еще в конце 1980х. Однако в последнее время изменился тон антисемитских высказываний и политико-идеологическая атмосфера, окружающая этот феномен. По словам Гудкова, здесь наблюдается определенное ужесточение тона: антисемиты позволяют себе использовать более грубые выражения, чем во времена Бориса Ельцина, и это приводит к тому, что подобные резкие заявления становятся приемлемым элементом российского политического дискурса.
Вообще-то, не нужно быть экспертом по проблемам антисемитизма, чтобы понять, ощущают российские евреи какую-то опасность для себя, или нет. Достаточно обратиться к статистическим данным об иммиграции - они представляют собой надежный индикатор настроений российского еврейства. В прошлом году в Израиль из Российской Федерации эмигрировало менее 4000 человек: сравните это с десятками тысяч людей, выезжавшими оттуда каждый месяц в начале 1990х гг., когда евреи испытывали наибольший страх перед антисемитскими преследованиями.
'Антисемитизм представляет куда меньшую опасность для российского еврейства, чем демографическая ситуация - именно в с ней связана реальная и растущая угроза', - отмечает доктор Марк Тольц (Mark Tolz) из Института современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме. По его мнению, опасность для российских евреев связана с двумя основными факторами: низким уровнем рождаемости (в среднем на одну женщину-еврейку приходится менее одного ребенка) и ранней смертностью (средняя продолжительность жизни евреев в России ниже, чем в западных странах и Израиле). В этом положение российских евреев отличается от положения их собратьев из Америки, Британии или Франции, и в долгосрочном плане само существование российской еврейской общины подвергается серьезной опасности.
Процесс только усугубляется ассимиляцией, смешанными браками и иммиграцией: сегодня в пределах Российской Федерации проживают около 500000 евреев (в том числе рожденных от смешанных браков); из них примерно у 240000 и отец, и мать - евреи. В 1989 г. количество евреев составляло 910000 (включая рожденных от смешанных браков), из которых у 570000 оба родителя были евреями. По современным прогнозам к 2020 г. в России останется только 130000 евреев, рожденных в чисто еврейских семьях. И эту оценку следует рассматривать как оптимистичную, поскольку она не учитывает распространение таких болезней как туберкулез и СПИД.
__________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Новая Россия, старый антисемитизм ("Netzeitung", Германия)
Новая война против евреев ("The New York Sun", США)
Напоминание о мрачных временах средневековья ("Haaretz", Израиль)
Антисемитская фальшивка все еще жива ("The Times", Великобритания)
Дискриминация евреев в России ("The Jerusalem Post", Израиль)
Атавистическое отношение к евреям в России ("The Economist", Великобритания)