Судя по оживленным ресторанам, торговым центрам и бутикам Москвы, российская экономика процветает.
Государственные финансы тоже кажутся в хорошей форме: резервы иностранной валюты достигают рекордно высокой для всех времен отметки, стабилизационный фонд наполняется нефтедолларами, а бюджеты демонстрируют успокоительный профицит.
Но между бурными расходами потребителей и изобилием в казне на вершине власти, мы видим сокращающиеся инвестиции и застой производства.
"Россия имеет трехслойную экономику, и именно ее средний слой вызывает реальную озабоченность", - говорит Крис Уифер (Chris Weafer), главный стратег "Альфа-Банка".
После нескольких лет сильного роста и умеренной инфляции экономика начинает замедлять свой рост, тогда как инфляция нарастает. Правительство пересмотрело свой прогноз роста на текущий год с 6,5 до 5,8%, что значительно ниже прошлогоднего уровня 7,1%. Оно пересмотрело также и свой прогноз относительно роста инфляции, которая сейчас оценивается цифрой свыше 10%. Г-н Уифер заявляет, что в действительности темп роста инфляции вдвое выше. Экономисты опасаются, что растущая инфляция и замедляющийся рост могут привести к кризису.
"До прошлого года макроэкономическая политика не давала оснований для беспокойства. Но в прошлом году экономическая ситуация начала существенно ухудшаться", - говорит Егор Гайдар, архитектор российских рыночных реформ и глава Института экономики переходного периода.
Главной причиной ухудшения являются сокращение инвестиций и падение экономической активности. Иностранные прямые инвестиции остаются незначительными в сравнении с другими экономиками развивающегося рынка; внутренние инвестиции в первые 5 месяцев упали на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"Когда мы разговаривали с иностранными инвесторами 3 года назад, мы могли утверждать, что, вопреки политике, экономика ее компенсирует. Становится все труднее приводить этот аргумент", - говорит Роланд Нэш (Roland Nash), главный стратег "Ренессанс Капитал".
Уильям Томпсон (William Tompson), старший экономист Организации экономического сотрудничества и развития, заявляет: "В последние полтора года мы видели очень мало или вообще не видели хороших новостей в плане экономической политики. Но мы стали свидетелями разрушения "ЮКОСа", что навредило инвестиционному климату".
По его словам, Россия упустила возможность в благоприятных условиях провести структурные реформы, без которых существует риск ее превращения в страну с плохо функционирующей экономикой. В своем последнем докладе Организация экономического сотрудничества и развития отмечает, что препятствиями для развития экономики по-прежнему являются коррупция и непрозрачность в правительстве, а также политически зависимая судебно-правовая система. Став свидетелями нападок на "ЮКОС", многие люди предпочитают покупать активы заграницей вместо того, чтобы инвестировать в собственной стране.
"Неуверенность в отношении прав собственности создает наихудший климат для инвестиций", - говорит г-н Гайдар.
Значительная часть инвестиций в первый период текущего десятилетия поступала от частных нефтяных компаний, некоторые из которых увеличили свою добычу нефти на 90%.
Однако в прошедшем году рост добычи нефти в России прекратился, несмотря на растущие цены на нефть, и "ЮКОС" - не единственная причина того, что компании стали меньше инвестировать.
Вице-президент нефтяной компании "Лукойл" Леонид Федун сказал: "Эра легкой нефти, когда компании могли наращивать добычу, просто интенсифицируя производство, закончилась. Дальше нам нужны миллиарды долларов инвестиций, чтобы сохранить прежние темпы роста добычи".
Но он заявляет, что "Лукойл" не может себе позволить крупномасштабные инвестиции при нынешних уровнях налогообложения и транспортных тарифов: в последние 5 лет налоговое бремя на компанию возросло в 6,5 раз, и правительство забирает себе в форме налогов и транспортных пошлин 65% ее растущих доходов. Г-н Уифер говорит, что нынешние нормы налогообложения были рассчитаны на менее высокие цены на нефть, а потому правительство может и должно оставлять компаниям больше денег для инвестирования.
На правительство оказывается давление начать расходовать деньги из стабилизационного фонда.
Президент Владимир Путин обещал в предстоящие 3 года поднять зарплату бюджетников на 50% в реальном выражении, что вызвало критику Международного валютного фонда, который говорит следующее: "Растрачивать нефтяные богатства на зарплату, пенсии и другие периодически повторяющиеся расходы до того, как будет существовать политическая решимость продолжать реформы - значит терять возможность ускорить экономическую модернизацию России. В худшем случае это потребует болезненной и длительной фискальной экономии, если цены на нефть резко упадут".
Прокремлевская партия "Единая Россия" призвала правительство "проявить волю и отказаться от догм формального монетаризма и ложного либерализма". Ее лидер, Борис Грызлов, сказал, что правительству следует взять себе роль "крупнейшего инвестора в экономику".
Г-н Гайдар сказал, что расходовать деньги из стабилизационного фонда - все равно, что пытаться погасить огонь долларовыми банкнотами". Но он добавил: "У рыночной экономики есть одно серьезное преимущество: она быстро показывает вам ваши ошибки".