Они не склонны к 'банному братству', которое так любил Борис Ельцин, пообещавший когда-то, что 'большая европейская тройка еще вызовет резонанс во всем мире'. Однако Владимир Путин, Жак Ширак и Герхард Шредер продолжили инициативу, начатую бывшим российским президентом в 1998 году. 'Необходимо, чтобы отношения Европейского Союза и России основывались на братстве и солидарности', - подчеркнул в воскресенье 3 июля президент Франции, убежденный в необходимости стратегического партнерства с Россией. Встретившись в Светлогорске, на побережье Балтийского моря, в 70 км от Калининграда, трое руководителей продемонстрировали единство, на которое не смог повлиять кризис, возникший из-за французского 'нет' Европейской Конституции. Как подчеркнул Жак Ширак, 'причина заключается в том, что эти отношения естественны и необходимы'.
Они тем более естественны и необходимы накануне встречи руководителей стран Большой Восьмерки, в которой все трое должны принять участие. Однако участие в саммите Владимира Путина вызвало критику членов американского Конгресса, которые даже потребовали исключить Россию состава G8.
По случаю празднования 750-й годовщины Кенигсберга-Калининграда г-н Шредер и г-н Ширак встали на сторону Кремля в его полемике с Польшей и Литвой, двумя новыми членами ЕС. Руководители соседних государств выразили протест из-за того, что не получили приглашения на торжества. 'Как мне кажется, по этому поводу ни у кого не может быть никаких комментариев', - заявил г-н Ширак, в то время как г-н Шредер вообще отказывался от каких-либо замечаний по поводу этой 'ссоры'. Оба они никак не прокомментировали высказывания г-на Путина, назвавшего 'абсолютно неприемлемыми' территориальные претензии к России эстонского Парламента.
Общие позиции
Франция, Германия и Россия, которые противостояли США во время войны в Ираке, продемонстрировали общность позиций по многим вопросам. В том, что касается реформирования ООН и расширения Совета Безопасности, г-н Путин с готовностью 'поддержал' кандидатуру Германии в качестве постоянного члена.
Франция и Германия выразили удовлетворение 'активной ролью России' в вопросе ядерной программы Ирана. Москва надеется, что Тегеран будет использовать уран исключительно в мирных целях. В ходе встречи с г-ном Путиным г-н Шредер и г-н Ширак не возобновили требований, выдвинутых ЕС, о полном прекращении программы обогащения урана. По мнению ЕС, это единственная гарантия того, что Иран не будет производить ядерное оружие. Используя те же формулировки, что и русские, руководители Франции и Германии постарались не обидеть Россию, которая построила в Бушере первый иранский ядерный реактор, заработав 800 миллионов долларов. 'Мы одобряем политику [России] по отношению к Ирану', - заявил г-н Ширак.
При поддержке Парижа и Берлина Россия может чувствовать себя спокойнее в предстоящей ей роли председателя Большой Восьмерки, где в 2006 году она займет место Великобритании. Россия, пятая часть населения которой живет за порогом бедности, где наблюдается постоянное отступление от норм демократии, а коррупция распространилась на всех уровнях власти, отнюдь не отвечает рекомендациям для членства в Большой Восьмерке, куда ее постепенно приняли в 90-е годы. А уж тем более для осуществления функций председателя. 'Мы так же необходимы Большой Восьмерке, как и она необходима нам', - настаивал Игорь Шувалов, помощник Владимира Путина, сменивший на этом посту Андрея Илларионова, внезапно уволенного в январе за критику поворота власти к автократии.