Позвольте узнать, зачем опять встречались с Владимиром Путиным по-прежнему находящийся на посту канцлера Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) и все еще не подавший в отставку французский президент Жак Ширак (Jacques Chirac)? Оба лидера великого провала европейского ядра провели вместе с Путиным захватывающий уик-энд в Калининграде, где отметили 750-ю годовщину основания Кенигсберга, бывшей восточно-прусской столицы, которая с момента исчезновения этой области 60 лет назад носит название Калининграда. Французский и немецкий лидеры проворно отправились на торжества, которые Кремль подготовил в обиду другим членам ЕС. Приглашения на праздник не были направлены Польше и Литве - непосредственным соседям названного российского анклава на европейской территории.
Отсутствие исторического такта канцлера Германии настолько же известно, насколько высокомерное пренебрежение Ширака к некоторым центрально-европейским и балтийским странам, которые прекрасно помнят как немецкие и российские посягательства на собственные территории, так и безучастность Франции во время этих событий. В этих странах ошеломленно отмечают уже которую дерзкую выходку франко-германского дуэта. Хотя, учитывая, что страны эти не помнят даже о своей нынешней ситуации, никого не должно удивлять, что они забыли далекие трагедии ХХ-го столетия.
Российско-германо-французская встреча, проходившая на старинном прусском курорте Раушен (нынешний Светлогорск), не могла не повлечь за собой иного незамедлительного последствия, кроме как распространение еще большего недоверия среди членов ЕС. И результат этот, вне всякого сомнения, приятен Путину. Российский президент уже добился значительных успехов на этом поприще, когда на пышные торжества по случаю 60-летия советской победы во Второй мировой войне приехали почти все приглашенные лидеры. Нынешние страны-члены ЕС, пережившие события мая 1945 года как смену одной варварской оккупации другой, не услышали в Москве ни единого слова соболезнования или признания своих полувековых страданий, последовавших за так называемым освобождением.
Трехсторонняя встреча в Светлогорске была окружена многополюсным символизмом, который настолько нравится антиамериканской оси, сложившейся перед американской интервенцией в Ирак и проповедующей антиатлантизм в качестве своей верховной истины. Путин получает удовольствие, открывая дорогу этим двум предпенсионного возраста политикам, хотя и знает, что оба отправятся на встречу Большой Восьмерки в Глениглсе (Шотландия), имея в багаже не намного больше, чем собственное чисто физическое присутствие. Но оставим символизм в стороне: на прошедшей неделе у Путина состоялась действительно важная встреча. В четверг в Россию с визитом прибыл глава китайского государства Ху Цзиньтао (Hu Jintao): цель поездки - углубление действительно прекрасных отношений между двумя странами. Европейские недомолвки (это не касается Шредера и Ширака) в вопросе об отмене эмбарго на поставки оружия Китаю придают особое значение укреплению российско-китайского военного сотрудничества, которое вернулось на уровень наилучших отношений между двумя странами, существовавший до разрыва Мао Цзэдуном (Mao Zedong) в 1956 году связей с Советским Союзом.
И вот перед нами вновь сложившаяся по случаю, призрачная ось Париж-Берлин-Москва-Пекин, в которой, стоит признать, обе западные столицы выступают в роли слабого звена, а восточные осознают свою силу и готовы положить конец причиняющим неудобства демократическим движениям в собственном доме и на пространстве между Кавказом и китайской границей. Цель этих двух последних (Москвы и Пекина) - подорвать Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта структура - единственная, отстаивающая с позиций атлантизма права человека и демократизацию находящихся в кризисной ситуации регионов - сыграла решающую роль в провале антидемократических интересов Москвы и Пекина.
Именно об этом и говорили Путин и Ху Цзиньтао, а встреча в Кенигсберге была для них полезной как фактор, увеличивающий недоверие между европейскими демократиями. Москве не нужны повторения революций, подобных грузинской или украинской. Недавняя расправа с сотней демонстрантов, выступавших против авторитарного правления президента Узбекистана Каримова, была одобрена Путиным. Шредер и Ширак промолчали, как промолчали они, и когда Кремль пытался воскреснуть как империя во время киевской аферы. По-человечески можно понять, почему обе эти печальные фигуры надеются найти утешение в Кенигсберге, где к ним относятся с почтением и смеются над антибританскими шутками Ширака. Но их попытки поддержать антиатлантические маневры Путина выглядят патетично. Есть куда более достойный способ покинуть свой пост. И даже казаться при этом лояльными.