Глениглс, Шотландия, 1 июля 2005 года. Это будет саммит Большой Восьмерки (G-8), на который соберутся ходячие мертвецы; парад хромых уток (так именуют государственных деятелей, срок полномочий которых вскоре заканчивается - прим. пер.), ковыляющих к своим последним сессиям в свете мировых прожекторов.
Будет чудом, если канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) переживет свою избирательную кампанию в сентябре. Опросы общественного мнения - и экономические перспективы - выглядят мрачными также для итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi). Премьер-министр Канады Пол Мартин (Paul Martin) продолжает цепляться за свое кресло лишь кончиками пальцев.
Сочтены дни пребывания во власти также англо-саксонского дуэта президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) и премьер-министра Великобритании Тони Блэра (Tony Blair), как, впрочем, президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Дзюньитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), у которого срок пребывания в должности заканчивается в сентябре следующего года. Буш и Путин президентствуют свой последний срок (хотя Путин все еще может изменить Конституцию РФ, чтобы дать себе возможность остаться во власти еще на какое-то время), а Блэр обещал британским избирателям, что выборы, на которых он боролся и победил, станут для него последними.
Президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac), возможно, будет править в Елисейском дворце еще в течение 2 лет, но остается открытым вопрос, сможет ли он сохранить реальную власть, а не просто свое кресло после того унижения, которому его подвергли французские избиратели на референдуме по Европейской конституции. Его способность руководить Европейским союзом (ЕС) так, как того желает Франция, была подорвана как собственным высокомерием в отношении новых членов ЕС из Восточной Европы, так и имплозией франко-германской оси.
Таким образом, нынешний саммит мировых лидеров станет собранием людей, которые явно утрачивают власть. За исключением того, что имеются другие, очевидно наступающие им на пятки, люди, так как G-8 теперь не ограничена обычными подозреваемыми. На этот раз она будет больше напоминать G-19, так как в саммите примут участие еще 11 глав правительств или глав государств.
Там будут председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и премьер-министр Индии Манмохан Сингх (Manmohan Singh), президент Бразилии Луис да Сильва (Luiz Inacio Lula da Silva), президент Мексики Висенте Фокс (Vicente Fox) и президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки (Thabo Mbeki), а также еще полдесятка африканских лидеров. Они вместе с некоторыми руководителями международных организаций, в частности, Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций (ООН) Кофи Аннаном (Kofi Annan) и президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу (Jose Manuel Barroso), помогут обсудить внесенные Блэром в повестку нынешнего саммита спаренные темы глобального потепления и всемирной бедности.
А дальше следуют сопровождающие их лорды, годные разве что на то, чтобы заполнить сцену. Там будут глава Всемирного банка Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) и его предшественник на этом посту Джеймс Вулфенсон (James Wolfensohn), который присутствует в качестве царя реконструкции Газы, а также Паскаль Лами (Pascal Lamy), новый глава Всемирной торговой организации. Затем идут достойные международные чиновники, которые руководят Международным валютным фондом и Международной комиссией по атомной энергии.
Все они, конечно же, мужчины. Феминисткам следует отметить, что единственной женщиной в этом могучей толпе станет их номинальная хозяйка, Ее Величество Королева Англии, которая дает для них всех королевский банкет.
Это все далеко не соответствует скромному началу идеи саммитов, когда около 30 лет назад тогдашний президент Франции Жискар д'Эстен (Giscard d'Estaing) и тогдашний канцлер Германии Хельмут Шмидт (Helmut Schmidt) предложили неформальные встречи в выходные дни с британским, японским и американским лидерами - так называемую Большую Пятерку (G-5). Уже существовала экономическая консультативная группа G-5 в составе официальных лиц и министров финансов - результат нефтяного кризиса и взлета цен на нефть в 1973-1974 гг., а также последовавшей за этим неистовой инфляции. Жискар д'Эстен предложил встречаться в свободной атмосфере неформальных сессий, без протокола и заранее подготовленной повестки, без отборочных комиссий существующих международных организаций.
Позже итальянцы успешно пролоббировали разрешение быть допущенными к этому процессу, что заставило тогдашнего президента США Джеральда Форда (Gerald Ford) почувствовать, что его одолевают европейцы, а потому он уговорил британцев и немцев пригласить канадцев. Получилась Большая Семерка (G-7). Затем в 1989 году, в разгар перестройки, Михаил Горбачев из Советского Союза создал прецедент российского присутствия. И хотя россиян не допускали к участию в важных встречах министров финансов G-7, организация стала Большой Восьмеркой, и на следующий год Россия будет председательствовать на саммите G-8 и принимать у себя остальных.
Большая Восьмерка уже встала на путь превращения в G-10 с Индией и Китаем, а, быть может, и в G-11 с Бразилией впридачу, если Африка и Ближний Восток начнут интегрироваться в глобальную экономическую систему. В дальнейшем к ним могут присоединиться Египет и Нигерия, ибо все они стучатся в двери Совета Безопасности ООН, пытаясь туда войти.
Экономические причины становятся неодолимыми. Уже сегодня экономика Китая больше, чем Италии или Канады. А финансовая группа "Goldman Sachs" выполнила поразительные исследования перспектив роста так называемых стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай).
Они прогнозируют, что в предстоящие 25 лет (к 2030 году) Индия обгонит Японию и займет третье место в мире по величине экономики. Прогнозы показывают, что индийская экономика обгонит итальянскую в 2015 году, французскую в 2020 году, немецкую - в 2025 году и японскую - в 2035 году, когда Китай станет второй в мире экономической державой, в то время как Соединенные Штаты Америки будут бороться за то, чтобы оставаться на первом месте. А к 2040 году совокупная продукция экономик стран БРИК будет превышать продукцию того, что "Goldman Sachs" сейчас именует Большой Шестеркой (G-6): Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония и Соединенные Штаты Америки.
Эти прогнозы несут в себе некоторые интересные геополитические последствия, в свете совместного заявления, сделанного на прошлой неделе китайским Ху Цзиньтао и российским Путиным после их частной встречи на высшем уровне в Москве. Они предложили значительно повысить роль ООН в мировых делах и подчеркнули, что отвергают попытки "навязывать извне модели социально-политического развития".
Представляется, что они при этом имели в виду великую стратегию администрации Буша, направленную на продвижение демократии по всему Ближнему Востоку, и общий тон их заявления был явно критическим в отношении Соединенных Штатов. Путин и Ху Цзиньтао также отвергли "стремление к монополии и господству в мировых делах и попытки делить страны на ведущие и ведомые".
Итак, когда хромые утки G-8 начнут на этой неделе длительный ритуал прощания, постарайтесь внимательно понаблюдать за новыми людьми G-10 и G-12, неоперившимися орлятами из БРИК, только еще вступающими в наследство в плане экономического веса и политической и стратегической мощи, которую приносит с собой богатство.