Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Польские ветераны с гордостью примут участие в параде победы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Среди ветеранов, которые пройдут в воскресенье парадом по лондонскому Маллу в честь 60-й годовщины окончания Второй мировой войны, немногие будут шагать с такой гордостью, как группа пожилых поляков

Среди ветеранов, которые пройдут в воскресенье парадом по лондонскому Маллу (The Mall) в честь 60-й годовщины окончания Второй мировой войны, немногие будут шагать с такой гордостью, как группа пожилых поляков.

Поляки и их знамена впервые участвуют в британском параде победы. Хотя вклад Польши в победу союзников был одним из крупнейших, а в Великобритании в то время были размещены тысячи польских солдат, страна не приняла участия в первом таком параде, состоявшемся в 1946 г.

Сталин, установивший коммунистическое правление в Восточной Европе, дал понять, что не желает участия поляков, и британские власти решили не обижать союзника.

Теперь Британия заглаживает свою вину, предоставив полякам место во главе парада, который состоится в воскресенье.

'То, что происходит - очень хорошо. Но немного поздновато', говорит 95-летний Витольд Лейтбергер (Witold Leitgeber), бывший капитан польской армии, оставшийся, как многие, после войны в Британии.

Ян Зеленка (Jan Zielonka), читающий в Оксфорде лекции по европейской политике, говорит: 'Польский вклад в войну так и не был по-настоящему оценен. Польская армия была четвертой по численности армией среди союзных держав, однако полякам не позволили участвовать в торжествах, потому что так хотел Сталин'.

Приглашение польских ветеранов продолжает череду жестов Британии, направленных на сглаживание польских исторических обид.

Премьер-министр Тони Блэр ответил на претензии поляков в рамках своих усилий по налаживанию отношений с новыми членами Европейского Союза, особенно, с Польшей.

Парад совпал с началом председательства Великобритании в ЕС, но британские и польские официальные лица заявляют, что приглашение никак не связано с текущей политикой Британии в Европе. 'Дело не в политике. Речь идет о признании ценного вклада поляков в победу союзников', - заявил Форин Офис.

Чиновники заявляют, что приглашение было сделано в апреле после нескольких месяцев планирования. Почва была подготовлена два года назад, когда Блэр официально выразил сожаление по поводу оскорбительного для поляков инцидента 1946 г.

Однако, исправление исторического недоразумения улучшило двусторонние отношения в более широком смысле.

Польский министр иностранных дел Адам Ротфельд (Adam Rotfeld) заявил вчера 'Financial Times': 'Эти вопросы имеют для Польши большое значение, потому что полякам столько лгали об их собственной истории (особенно, при коммунизме). Это важно для нашей национальной идентичности'.

Вчера Ротфельд и его британский коллега Джек Стро (Jack Straw) представили доклад о польско-британском разведывательном сотрудничестве в годы войны.

Доклад готовился пять лет и является ответом на жалобы поляков о том, что их вклад в тайную войну никогда не был оценен по достоинству.

В насчитывающем 586 страниц докладе, подготовленном комитетом британских и польских историков, освещены достижения поляков, главное из которых - дешифровка в 1932-33 гг. кода немецкой шифровальной машины 'Энигма'. Ее осуществили три математика: Мариан Реевский (Marian Rejewski), Хенрик Зыгальский (Henryk Zygalski) и Ежи Ружицкий (Jerzy Rozycki).

Позже они переправили результаты своего исследования на Запад, где на их основе велась работа британских дешифровщиков в Блетчли Парк (Bletchley Park).

Польские разведчики также сообщали о планах Гитлера по нападению на Россию, о германском секретном оружии, в том числе, ракетах Фау-1 и Фау-2, а также оборонительных линиях нацистов во Франции накануне высадки в Нормандии.

По данным доклада, 43% разведывательной информации, полученной британскими секретными службами в годы войны из континентальной Европы, было предоставлено польскими источниками.

Министр Стро заявил, что без вклада польской разведки победа мира и демократии была бы гораздо менее определенной.