Владимир Путин связывает большие планы с российской нефтегазовой промышленностью. Сегодня, когда Холодная война ушла в прошлое, грандиозные замыслы по возрождению былого величия России основываются на ее огромных запасах углеводородного топлива. Российский топливно-энергетический сектор может дать стране могущество и престиж - в этой роли он заменил некогда мощные вооруженные силы, от которых сегодня осталась лишь бледная тень.
Как и многие россияне, президент Путин не доверяет ни российским, ни зарубежным частным компаниям, считая, что им нельзя поручать ответственность за энергетические богатства страны, и что в своей деятельности они не руководствуются национальными интересами России. Он считает, что преобладающая роль в некоторых стратегических отраслях промышленности, особенно нефтегазовой, должна принадлежать государству. В конце концов, доходы от экспорта нефти и газа и соответствующие налоги составляют до 50% всех поступлений в государственную казну, приносят стране основную часть валютных ресурсов и позволяют субсидировать отечественную промышленность и сельское хозяйство. Многие промышленные предприятия в России - крайне неэффективные реликты советской эпохи: рентабельность их деятельности во многом зависит от дешевых энергоносителей, прежде всего природного газа, поставляемого по заниженным ценам.
'Газпром' - государственный топливно-энергетический гигант?
Первоначальным планам Путина по слиянию газового монополиста 'Газпрома' с государственной нефтяной компанией 'Роснефть' не суждено было осуществиться, но он по-прежнему полон решимости обеспечить гегемонию государства в российском топливно-энергетическом секторе. Проблема здесь заключается в том, что такими действиями Кремль, вместо создания государственных индустриальных гигантов, может нанести ненужный урон нефтяному сектору страны.
Тактика, использованная Кремлем для установления контроля над 'ЮКОСом', крупнейшей независимой нефтяной компанией России - арест бывшего главы фирмы Михаила Ходорковского и некоторых его партнеров, доведение компании до банкротства с помощью гигантских налоговых недоимок, и захват ее лучшего добывающего предприятия, 'Юганскнефтегаза' в результате 'управляемого' аукциона - произвела обескураживающее воздействие на российских и иностранных инвесторов.
Судебные процедуры по 'делу 'ЮКОСа'' выглядели как беспощадная травля, цель которой состояла в том, чтобы раздавить Ходорковского и захватить лучшие активы компании. Чуть ли не каждый день государство предъявляет 'ЮКОСу' все новые налоговые претензии. Беспристрастность судебной власти приносится в жертву политическим соображениям. При необходимости права акционеров 'ЮКОСа' - хотя некоторые из них не совершали никаких правонарушений - грубо попирались. Теперь доля государства в захваченных активах 'ЮКОСа' выделена в отдельный пакет.
В разгар кампании против 'ЮКОСа' кремлевские 'уполномоченные', поставленные во главе 'Газпрома' и 'Роснефти', перессорились между собой. Большинство наблюдателей расценили этот конфликт как борьбу за власть и богатства, а не разногласия относительно стратегии развития или повышения эффективности будущей единой компании. Сама возможность их слияния по-прежнему вызывает сомнения. Хотя сегодня Кремль контролирует важнейшие элементы российского нефтегазового сектора, последний по-прежнему сталкивается с гигантскими проблемами.
Во-первых, 'Газпром' представляет собой огромную бюрократическую структуру советского образца, неспособную чутко реагировать на политику менеджеров высшего звена и раздробленную на групповые 'уделы'. Царящая в концерне коррупция, неэффективный менеджмент и непрозрачность вызывают беспокойство, причем эти сомнения проявились в самый неподходящий момент, когда 'Газпрому' необходимо вложить миллиарды долларов в освоение новых ресурсов в отдаленном регионе Ямал на севере Сибири, призванных заменить истощающиеся месторождения. Кроме того, российское правительство намерено создать новый трубопроводный 'коридор' для поставки газа в Европу, в том числе проложить 'нитку' по дну Балтийского моря, чтобы перекачивать газ с северных морских месторождений в обход Украины. Для этого также потребуются миллиарды долларов.
Во-вторых, в нефтяном секторе сложилась столь же неблагоприятная ситуация. Повышение нефтедобычи в России с 6,2 миллионов баррелей в сутки в 1999 г. до 9,2 миллионов баррелей в сутки в 2004 г. стало в основном результатом применения более эффективных технологий на существующих месторождениях. Дальнейший рост производства требует освоения новых месторождений, зачастую расположенных в отдаленных районах - Заполярье или Восточной Сибири. Для этого опять же необходимы солидные капиталовложения, новые технологии и предпринимательский дух. Однако российские нефтяные компании, большинство из которых принадлежит частным владельцам, больше интересует краткосрочная отдача, позволяющая обогатиться менеджерам и акционерам - зачастую в обеих этих ипостасях выступают одни и те же лица.
Очевидное решение проблемы состоит в привлечении на российский рынок иностранных нефтяных компаний, имеющих необходимые навыки и капитал, чтобы справиться с рискованной задачей освоения новых месторождений. Однако российские компании не желают получить в их лице конкурентов, а государство относится к иностранным бизнесменам с недоверием, и не имеет опыта работы с международными инвесторами. В результате в проигрыше оказывается сама Россия. Недавно официальные лица объявили о мерах по ограничению иностранных инвестиций: компаниям, где контрольный пакет акций не принадлежит российскому капиталу, будет запрещено участвовать в тендерах по 'стратегически важным' проектам, хотя никаких нормативных актов на этот счет не издавалось. В результате неразбериха только усиливается, еще больше отпугивая западных инвесторов.
Конечно, Россия обладает большими запасами нефти, но без масштабных инвестиций и совершенствования менеджмента эта нефть так и останется в недрах земли. Несмотря на поднятую по этому поводу шумиху, совокупные прямые инвестиции из-за рубежа в российский нефтяной сектор за период с 1992 г. были невелики - по оценкам, они составляют менее 15 миллиардов долларов. Для сравнения, аналогичные инвестиции в Западной Африке превысили 133 миллиардов. Лишь 'British Petroleum' создала в Росси крупное совместное предприятие - 'ТНК-ВР' - да еще 'Conoco Phillips' приобрела небольшой пакет акций 'Лукойла'. Всем другим нефтяным 'мэйджорам' пока не удается укрепить свои позиции на российском рынке: их усилия постоянно парализуют местные компании, а порой и коррумпированные чиновники, манипулирующие расплывчатыми законами и нормами.
Последние четыре месяца россияне активно обхаживают индийцев и китайцев, которые жаждут получить доступ к запасам, позволяющим удовлетворить постоянно растущий спрос на нефть в их странах. По слухам, индийские и китайские компании участвовали в финансировании покупки 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза'. Китайцы, как сообщается, предоставили этой фирме займ в размере 6 миллиардов долларов под будущие долгосрочные поставки нефти. Привлечение иностранных топливно-энергетических компаний, имеющих большие средства, но не обладающих достаточным опытом, в качестве прямых участников разработки российских месторождений вряд ли можно назвать удачным способом обеспечения эффективной эксплуатации огромных нефтяных запасов страны. Ни китайские, ни индийские нефтяные компании не имеют достаточных навыков освоения месторождений в сложных условиях, а работать в условиях Заполярья или больших глубин им вообще не приходилось.
Наконец, уникальной особенностью России является большое расстояние от объектов нефтедобычи, расположенных в основном в Западной Сибири, до государственных границ и зарубежных рынков (туда это сырье поставляется в основном через черноморские порты). Разветвленная сеть трубопроводов в стране контролируется государственной компанией 'Транснефть', регулирующей нефтяные потоки. 'Транснефть' занимает мощные позиции, и готова защищать их изо всех сил. Пропускная способность трубопроводов небеспредельна, что ограничивает объем экспортируемой нефти, поэтому увеличение производства приведет к образованию 'пробок'. Кроме того 'Транснефть' - государственная бюрократическая структура, со всеми вытекающими отсюда последствиями в плане подотчетности и эффективности.
Что это означает для международного сообщества?
Риски, связанные с бизнесом в России, уже сегодня велики, но в дальнейшем они могут резко усугубиться. 'Дело 'ЮКОСа'' в сочетании с общими проблемами российского нефтяного сектора - недостатком инвестиций и неэффективным менеджментом - уже оборачиваются серьезными негативными последствиями. По оценке американской консалтинговой фирмы 'PFC Energy', нефтедобыча в России, составляющая сегодня 9,3 миллиона баррелей в сутки, достигнет максимального объема (чуть более 10 миллионов баррелей в сутки) в 2008 г. Без масштабного вложения капиталов, использования новых технологий и повышения эффективности менеджмента для освоения и эксплуатации новых месторождений, максимальный объем добычи в России будет меньше, а его снижение начнется быстрее. Кроме того, миллиарды долларов придется затратить на развитие экспортной инфраструктуры. Без обеспечения стабильной атмосферы в области законодательства и деловой активности, России не удастся добиться намеченных целей по увеличению добычи. Это, в свою очередь, способно помешать развитию российской экономики и повредить престижу администрации Путина.
Миру нужна российская нефть - и чем больше, тем лучше. В связи с растущим спросом в Китае и Индии и ненасытностью американских потребителей, на нефтяных рынках может возникнуть дефицит, а их зависимость от Ближнего Востока только увеличится. В условиях высоких цен на нефть российские компании и руководство страны полагают, что смогут самостоятельно профинансировать немалую часть расходов на освоение новых месторождений и даже инфраструктурные проекты. Кроме того, китайские и индийские компании при мощной поддержке своих правительств проявляют готовность к сотрудничеству с российскими фирмами и властями. Их инвестиционные критерии больше соответствуют предпочтениям российских партнеров. Однако в данном случае решающее значение имеют не только деньги, но и навыки, а этим качеством они не обладают в должной мере. Если в результате Россия окажется не в состоянии поддерживать добычу нефти на нынешнем уровне, это негативно повлияет на ситуацию на мировых рынках.
Спад в российском нефтяном секторе станет настоящей катастрофой не только для самой России, но и для мировой экономики. Президент Путин должен осознать, что в топливно-энергетический сектор во всех его составляющих - добыче нефти и газа, а также развитии транспортной инфраструктуры - нуждается в адекватных капиталовложениях и повышении уровня менеджмента. Он имеет полное право стремиться к тому, чтобы преобладающую роль в этом секторе играло государство, но при этом нужно обеспечить эффективное управление топливно-энергетической отраслью.
Однако 'дело 'ЮКОСа'', внутренние дрязги в Кремле, непрозрачность и непредсказуемость государственной политики позволяют предположить, что он движется в противоположном направлении, и если он не откорректирует этот курс, могут пострадать интересы России и всего мира.