СИНГАПУР. Входы и выходы комплекса Raffles City в Сингапуре охраняются солдатами с золотыми кинжалами у пояса. Заседание Международного Олимпийского комитета (МОК) проходит в закрытом режиме, словно это Генеральная ассамблея ООН. За закрытыми дверями проводится 29-я и, пожалуй, важнейшая олимпийская дисциплина - соревнование лобби.
Это хорошо, так как дает шанс блеснуть таким людям как г-н Майер. 'Я расскажу Вам все. Всю правду. Но Вы ни в коем случае не должны упоминать моего имени', - шепчет он. Хорошо, тогда назовем его Майером. В эти дни в Сингапуре много таких 'майеров'. Для них заседания МОК - настоящий праздник. Лоббисты это масло, которым смазывают механизм принятия решений. Или песок, попадающий в этот механизм. Они искусно играют на общественном мнении. При этом раздаются как мажорные тона (например, когда один такой 'майер' уличает представителя МОК во лжи), так и минорные, как например: 'Москва и Нью-Йорк - всего лишь номинальные кандидаты'.
Москва и Нью-Йорк действительно мало кого интересуют. В среду в Сингапуре будет объявлена столица Олимпиады-2012, среди претендентов на этот титул - Лондон, Мадрид, Москва, Нью-Йорк и Париж, но бесспорным фаворитом является столица Франции. 'Теперь презентация городов никому не принесет дополнительных очков, но очки еще можно растерять, если сделать что-то не так', - так говорят в кулуарах зала заседаний. Австралиец Род Ширд (Rod Sheard), представленный англичанами как специалист по стадионам, уже раскритиковал парижский стадион 'Стад де Пари'. 'Я с удовольствием езжу туда смотреть соревнования по регби, но этот вид не входит в олимпийскую программу'.
Другими словами, парижский стадион устарел и непригоден. Может так оно и есть, ведь он был открыт еще к чемпионату мира по футболу 1998 года. Но эти слова не должны были звучать в Сингапуре, тем более, из уст конкурента. Этого требуют принципы этики МОК. Но англичане чувствуют, что теряют шансы. К тому же, они уже получили предупреждение за то, что премьер Тони Блэр слишком рьяно агитировал за кандидатуру Лондона. Но вместо того, чтобы парировать удар, Париж выбрал тактику пассивной защиты. 'МОК запрещает нам комментировать высказываний других. И мы выполняем это требование', - заявляет мэр Парижа Бертран Деланоэ. По его словам, стадион как минимум на 20 лет опережает свое время. То есть он и в 2018 году будет суперсовременным и вполне сгодится для проведения игр 2012 года, добавляет Деланоэ.
Дуэль Парижа и Лондона не безынтересна. Но еще интересней роль Мадрида. Опять Мадрид? Разве летние Олимпийские игры 1992 года проходили не в испанской Барселоне? 'Но речь идет не об этом', - шепчет один из 'майеров'. 'Речь идет о Самаранче и Киме'. Самая горящая новость из Сингапура, появившаяся в качестве слуха за 48 часов до объявления решения: за кандидатурой Мадрида стоит бывший президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Говорят, что он немало сделал для досрочного освобождения бывшего вице-президента Ун Йон Кима, арестованного в Южной Корее по обвинению в коррупции. Последний в качестве благодарности Самаранчу будет агитировать среди своих за кандидатуру Мадрида. Многие азиатские газеты еще за несколько недель до начала заседания объявили фаворитами не Париж Лондон, а Париж и Мадрид. Одновременно Самаранч, в прошлом посол Испании в России, пообещал Москве, протащить ее хотя бы в финал.
Эту миссию он с успехом выполнил, за что Мадриду теперь гарантирован и голос России. Кроме того, между Лондоном и Парижем, якобы, существует договоренность в спорном случае отдать свой голос друг другу. 'Трудно найти кого-нибудь, кто проголосует за тебя. И невозможно убедить кого-либо голосовать отдать свой голос другому', - считает руководитель делегации Лондона в МОК Крейг Риди (Craig Reedie). Его поддерживает принцесса Анна, прибывшая вместе с десятком других знаменитостей. Публичным выступлениям они предпочитают закулисные игры. Действенна ли их помощь?
'Я не думаю, что процесс выбора кандидата зависит от присутствия звезд. Нам скорее нужна поддержка простых людей', - говорит президент МОК Жак Рогге. Но у него самого рыльце в пушку. Ведь всем известно, что Рогге хотел бы, чтобы Олимпиада прошла в Париже. Однако президент МОК за прошедшую половину своего срока так и не научился перетягивать большинство на свою сторону, что может окончиться для него плачевно, - говорят 'майеры' в один голос. Деятельность Рогге - в прошлом бельгийского врача и неплохого яхтсмена - на посту главы МОК они оценивают негативно: 'Может быть, он хороший хирург, но на политической арене смотрится плохо'. Рогге 'слишком наивен, он - не лидер', - так считают представители одного из европейских Олимпийских комитетов.
Несомненно, за время своего президентства Рогге удалось кое-что сделать, 'например, в борьбе с допингом. Здесь он действует радикально, как хирург: просто вырезает все, что инфицировано'. Но для политических интриг большого спорта он явно не годится. А владеть этим искусством необходимо, если вздумаешь тягаться с таким матерым волком МОК как Самаранч. Так что же, корифею Самаранчу удастся обыграть своего преемника в Сингапуре? Подождем подсчета голосов, намеченного на среду.