Handelsblatt: Господин профессор Мачкув, стала ли Украина после победы Виктора Ющенко ближе к Европе?
Ежи Мачкув (Jerzy Mackow): Украина с победой сделала очередной решительный шаг в сторону Европы. Однако проблемы, отделяющие страну от Европы, не решены. 'Оранжевую революцию' следует рассматривать, скорее, как исторический шанс. Впервые за несколько столетий у страны появилась возможность сближения с Европой.
Handelsblatt: Стала ли, на Ваш взгляд, также более реальной возможность вступления Украины в ЕС?
Ежи Мачкув: Да, но по-прежнему существует проблема усталости от приема все новых членов. Расширение ЕС в сторону востока в последнее время впервые застопорилось, а до этого с этим не было никаких проблем. Если не случится худшего, то и западные европейцы привыкнут к тому, что прием новых стран является долговременным проектом. К тому же Украина, в отличие от Турции, всегда была частью Европы.
Handelsblatt: А что с Россией? Не усиливаются ли в Москве после 'Оранжевой революции' страхи перед изоляцией?
Ежи Мачкув: Растет страх потерять Украину, которую Москва не одно столетие рассматривала как свою собственность. Не должно быть никаких иллюзий: Украине придется не одно десятилетие оставаться в сфере влияния Москвы, в том числе и с новым руководством, которое стремится к интеграции с Западом. Слишком тесные экономические и политические связи. Ни один реалистично мыслящий политик, каким является Ющенко, не может позволить себе вступить в ЕС и заморозить отношения с Россией.
Handelsblatt: В чем заключается проблема восточной границы ЕС?
Ежи Мачкув: Страны теряют свое особое положение, связанное с тем, что они находятся между Востоком и Западом. Они должны брать на вооружение западноевропейские стандарты. Польша, Венгрия и прибалтийские государства имеют, по сравнению с Украиной и Россией, очень развитую экономику. Но прошли времена, когда этим можно было утешаться. Сегодня они должны подходить с мерками Германии, Франции и Италии. Это создает социально-психологические проблемы, которые усиливаются чувством недоразвитости.
Handelsblatt: В настоящее время эти страны открываются в экономическом плане. Что произойдет, если этот процесс остановится?
Ежи Мачкув: Люди скажут - ЕС ничего нам не дал. Это опасная ситуация, которая может иметь последствия для всего ЕС. На Востоке еще велик восторг по поводу ЕС. Но когда он пройдет и появится настроение неудовлетворенности, в Европе на поверхность выступят все социальные и экономические различия, в том числе между другими государствами ЕС. Тогда появится опасность раскола.
Handelsblatt: Возможны ли такие же процессы, как на Украине, в Белоруссии?
Ежи Мачкув: Режим в Минске имеет много общего с режимами на Украине и в России. Он кажется стабильным, это фасад. Относительная популярность Александра Лукашенко ничего не меняет в том, что государство функционирует очень плохо. И Белоруссии, и России касается один вывод: если ослабевают позиции лица, с которым связывают режим, то под угрозой оказывается система. Взрывоопасным является вопрос о преемственности: как в случае с Кучмой на Украине, так и в случае с Россией в 2008 году, когда Путин по закону баллотироваться больше не сможет. Лукашенко сейчас сидит крепко в седле, но удар может быть нанесен с другой стороны. Если он станет ненужным Путину, завтра его уже не будет. Но рассчитывать на это в данный момент не приходится.