Клиффорд Мей, бывший иностранный корреспондент газеты "The New York Times", является президентом фонда "В защиту демократии", который вырабатывает рекомендации по политике, уделяя особое внимание терроризму.
6 июля 2005 года. Какой бы путь ни выбрал Буш (George W. Bush), чтобы попасть в Шотландию, дорога для него, скорее всего, будет ухабистой.
Лидеры крупных промышленно развитых демократических стран мира на этой неделе соберутся в городе Глениглс, Шотландия. Там будет также и российский президент Владимир Путин.
К настоящему времени уже должно быть очевидным, что России не место в Большой Восьмерке (G-8). Оставим в стороне тот факт, что валовой внутренний продукт на душу населения в России эквивалентен 9800 долл. США, что примерно соответствует этому показателю для Мексики и вовсе не сопоставимо с Соединенными Штатами (40100 долл.) или с другими членами G-8: Канадой, Великобританией, Германией, Францией, Италией и Японией.
Что более важно, Путин ведет Россию к авторитаризму. Сегодня российская пресса больше не свободна. Российская система правосудия не независима. Отрасли промышленности избирательно прибираются к рукам государством или близкими дружками Путина. Политических оппонентов и притесняют, и преследуют в уголовном порядке. Самым известным примером является Михаил Ходорковский, который был одновременно магнатом и политическим противником - и который в прошлом месяце был приговорен к 9 годам тюремного заключения.
Два года назад сенатор Джон Маккейн (John McCain), республиканец от штата Аризона, предостерег о "ползучем перевороте" в России. Недавно он заявил: "Переворот перестал быть ползучим. Он сейчас галопирует".
Несмотря на все это, Путина, скорее всего, станут в Шотландии приветствовать. Самое малое, его коллегам по G-8 следовало бы отозвать его в сторонку и четко объяснить ему, почему проводимая им политика ведет к умалению роли G-8, ставит их в неловкое положение и срамит Россию.
Президент Буш имел возможность обратить внимание на то, что на Капитолийском холме (место расположения Конгресса США - прим. пер.) растет двухпартийная поддержка исключения России из G-8. "Я испытываю очень большую привязанность к России, - заявил российской газете "Известия" в прошлом месяце Том Лантос (Tom Lantos), конгрессмен от штата Калифорния, видный демократ в Комиссии палаты представителей по международным отношениям. - Вполне возможно, что я являюсь лучшим другом России в Конгрессе. А друзья должны быть откровенными. Вот почему я открыто говорю, что Россия больше не является демократической страной".
К несчастью для России, почти нет шансов на то, что какой-нибудь из лидеров стран G-8 - кроме, разве что, Буша, если он решит выбрать магистральную дорогу - предпримет серьезные усилия с тем, чтобы достичь реализуемой цели либерализации России. Вместо этого участники саммита сфокусируются, скорее всего, на двух нереализуемых целях: ликвидации бедности в Африке и "глобальном изменении климата".
В конце этой неделе в Филадельфии, Лондоне и восьми других городах мира состоялись концерты в пользу "борьбы с бедностью". Вы, вероятно, видели также телевизионные коммерческие клипы, в которых снимались бывший лидер Южной Африки Нельсон Мандела (Nelson Mandela), рок-звезды и активисты Боб Гельдоф (Bob Geldof) и Боно (Bono), а также такие знаменитости, как Брэд Питт (Brad Pitt) и Том Хэнкс (Tom Hanks). А на веб-сайте www.one.org. вы можете заказать белую повязку на запястье, которая будет показывать вашим друзьям и соседям, что вы участвуете в "глобальных усилиях, направленных на то, чтобы покончить с бедностью" (to make poverty history - буквально "оставить бедность истории" - прим. пер.).
Если бы это было так просто. В реальном мире экономическая помощь может преследовать одну из двух целей: облегчение страданий или развитие. Облегчение страданий выражается в снабжении голодающих продуктами питания, и это достаточно прямое дело. Вы покупаете продукты питания и доставляете их тем, кто нуждается в них для своего выживания.
Но развитие - поощрение роста активных, самодостаточных экономических систем - представляет собой иной и более трудный вызов. Недостаточная помощь здесь не является главной проблемой. В самом деле, африканские страны, которые в постколониальный период получали наибольшую иностранную помощь, во многих случаях являются теми, кто глубже других погряз в нищете.
Одной причиной является эндемическая коррупция. Западные "эксперты", которые советовали африканским лидерам встать на "социалистический путь развития", оказали им медвежью услугу. Такой путь оказался тупиковым. Программа развития Организации Объединенных Наций (ООН) потратила миллиарды и почти ничего не принесла. А тем временем многие азиатские страны - в том числе Тайвань, который не жалуют ООН и международное сообщество доноров - росли очень быстро.
Что действительно нужно Африке, так это лидеры, готовые проводить серьезные реформы. Это означает создание таких демократических институтов, как главенство закона, независимое правосудие и надежно защищенные права собственности. Это означат поощрение иностранных инвестиций и ликвидацию культуры коррупции в правительстве. Быть может, следовало посвятить один или два концерта этому делу.
Второй вопрос, который, скорее всего, окажется в свете прожекторов в Шотландии, это погода. Ожидают, что французы, англичане, немцы и канадцы окажут на Буша давление с тем, чтобы он согласился на некоторые, по меньшей мере, предложения отвергнутого им Киотского протокола, чтобы "замедлить процесс изменения климата на планете".
Однако нет никаких причин думать, что президент США станет более восприимчивым, чем был прежде, к европейским предложениям, которые стоили бы американцам их рабочих мест, ослабили бы экономику США и гарантированно обеспечили бы очень незначительное или вообще никакого влияния на мировой климат - возможно, меняющийся к худшему, а быть может и нет.
На этом фоне саммит в Шотландии едва ли станет приятным для Буша. Что касается французского президента Жака Ширака (Jacques Chirac) и немецкого канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), для них, напротив, он обещает безусловный выигрыш. Если им удастся заставить Буша пойти на уступки по любому вопросу, они увезут домой победу. А если они не сумеют заставить Буша пойти на уступки, то могут вернуться домой и пойти в наступление на Буша - а это всегда хорошо для того, чтобы набрать несколько очков на выборах. Между тем Путин выигрывает просто от своего появления на саммите и общения с важными персонами.
Чтобы закончить на позитивной ноте: гольф в Глениглсе, говорят, очень впечатляющий.