7 июля 2005 года. После краха коммунизма в Советском Союзе в 1991 году России было заявлено, что она должна строить рыночную экономику.
Многие экономисты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Соединенные Штаты Америки и другие советовали России воспользоваться "шоковой терапией": одним махом приватизировать государственные предприятия - основу промышленной экономики.
Россия так и сделала. Это было бедствие.
В период 1991-1998 гг. валовой внутренний продукт (ВВП) - объем производства товаров и услуг в России - сократился на 40%. Выросла бедность, охватив примерно треть ее населения, в то время как несколько частных предпринимателей с политическими связями сумели прихватить себе ключевые объекты государственной собственности по договорным ценам. Они стали печально знаменитыми миллиардерами, "олигархами", которых большинство россиян презирает.
Этот разрыв между обогащением немногих и усилившейся общей бедностью позволяет в правильном контексте понять обвинительный приговор Михаилу Ходорковскому. В прошлом году он был одним из наиболее откровенно высказывавшихся российских олигархов и одним из самых богатых в мире людей. Сейчас г-н Ходорковский сидит в тюрьме, приговоренный в прошлом месяце к 9 годам за присвоение чужой собственности, мошенничество и уклонение от уплаты налогов. На Западе большинство считает этот приговор шагом назад в экономической реформе. Но в России приговор г-ну Ходорковскому и лишение его большей части собственности считаются справедливыми, после периода открытого настежь капитализма и коррупции.
Однако экономический прогресс России не зависит от спорного дела Ходорковского. Он в большой мере определяется тем, что добывала его компания "ЮКОС": нефтью.
Россия после финансового кризиса и сильной девальвации рубля в 1998 году начала снова выкарабкиваться, в чем ей существенно помогли растущие цены на нефть. К прошлому году ВВП сумел достичь уровня, составлявшего 88% от уровня 1991 года. Стало немного легче жить рядовым россиянам, поскольку их при дележе экономического пирога стало меньше - оценочно на 5 миллионов человек меньше с 1991 года. Жизнь для россиян, имеющих деньги, улучшилась значительно. В отличие от советской эпохи, московские магазины сейчас заполнены товарами. Особенно энергично торгуют бутики.
Российская экономика находится в сильной зависимости от нефти. По оценке Маршалла Голдмана (Marshall Goldman), давнего аналитика России и автора книги "The Piratization of Russia: Russian Reform Goes Awry" (Разграбление России: Российская реформа идет неудачно), нефть дает примерно 20% ВВП - а быть может, и все 40%, если учесть ее влияние на остальные отрасли экономики, выражающееся в заказах на станки, трубы, сталь и прочие товары и услуги.
Доходы от нефти и природного газа позволили России повысить пенсии своим пожилым гражданам, досрочно выплатить около 17 млрд. советских долгов иностранным государствам и организациям и увеличить правительственный "стабилизационный фонд".
Зависимость от нефти является одной из причин того, что президент Владимир Путин принял меры к возвращению под контроль государства национальных ресурсов России, включая нефть и природный газ. Один из опросов общественного мнения показал, что ренационализация не устраивает всего 18% россиян.
Подобные меры имеют очень важное значение для будущего России. Г-н Голдман утверждает, что действия г-на Путина в нефтегазовой промышленности посылают сигнал, что государство снова приобретет сильный, если не господствующий, голос в энергетической политике и экономическом планировании.
Такая политика понятна, учитывая плохие общие результаты приватизации 1990-х годов, но, как свидетельствуют последние исследования, она, вероятно, связана с серьезными рисками.
Трое экономистов Мичиганского университета в своем недавнем исследовании пришли к выводу, что приватизация "не привела к заметному улучшению эффективности" российских компаний. Чисто российские компании не достигли мировых стандартов и продолжают отставать от них еще больше.
"Мы хотим сказать, что приватизация не дала нужного результата, - говорит Кэтрин Террилл (Katherine Terrill), один из авторов этого исследования. - Это угнетает".
Как показывает исследование профессоров, компании, в которых присутствуют иностранные инвесторы, напротив, повысили свою продуктивность скорее, чем те, которые принадлежат только россиянам и ими же управляются.
Данное обстоятельство приводит руководителей российской экономики в недоумение. Национализм и политика требуют сохранить или вернуть контроль государства над ключевыми элементами экономики. Однако представляется, что менеджеры чисто российских компаний не так быстро, как менеджеры компаний, где сильно иностранное влияние, обучаются мастерству и технологиям, которые позволяют им удержаться в экономической гонке.
Путин объявил, что его целью является удвоение ВВП России за предстоящее десятилетие. Для этого необходим ежегодный прирост ВВП в размере 7% (с учетом инфляции). Если такой прирост будет обеспечен, уровень жизни в России достигнет показателя Португалии, одной из самых бедных стран Западной Европы.
Но реальный рост ВВП, после того как в последние 2 года он составлял более 7%, в первом квартале текущего года упал до 5,2%. Министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе предостерег, что для удвоения размеров экономики нужны экономические реформы.
Прогресс может оказаться трудным. Дело "ЮКОСа"-Ходорковского нанесло урон репутации России как места для инвестиций, несмотря на попытки Путина успокоить американских и немецких капитанов бизнеса. Пока иностранные прямые инвестиции остаются сравнительно небольшими. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию подсчитала, что за прошедшие 4 года приток капиталов в страну составил всего 16 млрд. долл. США.
Более зловещим кажется то, что падает добыча нефти. После того как в 2003 году объем добычи вырос на 13%, в прошлом году рост замедлился примерно наполовину, а в текущем году добыча растет еще медленнее, несмотря на то, что цена нефти на мировых рынках составляет около 60 долл. за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л).