В прошлом Россия и Китай не очень-то могли договориться. Но сегодня, как это ни невероятно, они оказались союзниками в борьбе мирового арьергарда против самоопределения, которое они считают диверсией, вызванной пагубным 'влиянием Запада'. Их совместное обращение на этой неделе к США и их союзникам с просьбой уйти из Центральной Азии стало ключевой частью этой кампании.
Президент России Владимир Путин и его китайский коллега Ху Цзиньтао (Hu Jintao) выступили с этим призывом во время встречи в пыльных степях авторитарной Центральной Азии. Платформой служил региональный альянс, созданный для слежения за регионом, который они считают своим тылом.
Послание с прошедшего в Астане саммита так называемой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая объединяет Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, гласило, что силы американской коалиции должны назвать точную дату вывода баз из региона. У США есть базы в Кыргызстане и Узбекистане. Франция для некоторых военных целей пользуется аэропортом Душанбе в Таджикистане, хотя неясно, имели ли Россия и Китай в виду Париж, который когда-то был их союзником по расчету.
Памятуя о том, что Москва и Пекин наверняка оказали определенное давление на четыре центрально-азиатских государства, представители американского правительства быстро напомнили, что соглашения о базах - это предмет двухсторонних отношений. Другими словами, если Ташкент и Бишкек действительно хотят попросить США освободить помещение, пусть скажут об этом тогда, когда в спину им не дышат русский медведь и китайский дракон.
Пожалуй, президенту Узбекистана Исламу Каримову сильно выкручивать руки не понадобилось. Униженный критикой Запада за убийство участников антиправительственной демонстрации в мае, деспотичный лидер уже ввел определенные ограничения на использование авиабазы Карши-Ханабад, на которой заправляются американские самолеты, направляющиеся в Афганистан.
После ужаснувшего Запад убийства Каримов сделал то, что в наши дни делает любой диктатор, нуждающийся в прикрытии. Он помчался в Пекин, который немедля расстелил красную дорожку. Президент Ху изрекал банальности. 'Народ Центральной Азии - единственный хозяин собственной судьбы', - заявил он.
Китайско-российское давление с целью выставить США вон, возможно, показалось коварному Каримову своевременным напоминанием США о том, что у него есть и другие просители. Впрочем, учитывая прошлый опыт, сомнительно, что своенравный узбекский народ радушно примет новых друзей своего диктатора.
В Кыргызстане в этом году продемократическая демонстрация свергла бывшего советского аппаратчика Аскара Акаева, управлявшего страной с распада Советского Союза. Почему новое правительство подписалось под заявлением ШОС, неясно, но хочется надеяться, что выборы, назначенные на это воскресенье, приведут к созданию в Бишкеке правительства, получившего мандат от киргизского народа.
Именно мятежи, произошедшие этой весной в Кыргызстане и Узбекистане, показывают, почему Москва и Пекин так активно вмешиваются в дела региона. Россия ведет себя так, как будто две республики все еще остаются частью Советского Союза. А что касается испытывающего энергетический голод Китая, он присматривается к богатым газовым месторождениям этих удаленных районов в надежде на стабильные поставки. Чем тише и авторитарнее, тем лучше, а то как бы родственные тюркские племена в китайской провинции Синьцзян не начали задумываться о демократии.
Но Запад должен дать России, чьи прежние демократические успехи теперь явно сворачиваются, и Китаю, где надежды на то, что новое руководство организует такую эволюцию, сходят на нет, такой же четкий ответ.
На отдельном саммите на прошлой неделе Ху и Путин предостерегли США от 'навязывания моделей социального и политического развития извне'. Они никак не могут понять, что требование политических свобод идет изнутри и что западная демократия - более привлекательная модель для жителей Центральной Азии чем любые их предложения.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
США: Неугодны ("Frankfurter Rundschau", Германия)