Вчерашняя встреча в верхах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в столице Казахстана Астана является, возможно, началом изменения геополитической ситуации в Средней Азии. Шесть стран-членов ШОС - Россия, Китай, а также Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - призвали Соединенные Штаты и НАТО определить сроки завершения использования военной инфраструктуры и вывода своих войск дислоцированых на время операции в Афганистане, из Киргизии и Узбекистана.
Это касается, прежде всего, военных баз в киргизском аэропорту Манас и в Ханабаде в Узбекистане. С 2001 года, с момента начала операции в Афганистане, американцы, кроме того, использовали несколько аэродромов в Казахстане, а также таджикскую военно-воздушную базу. Свое вчерашнее требование ШОС обосновал тем, что, мол, активная фаза антитеррористической борьбы завершена. Еще в начале года, по информации тогдашнего киргизского президента это было сделано по настоянию ШОС, была провалена попытка Америки разместить в Манасе разведывательный самолет типа АВАКС. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 году. В Астане статус наблюдателей получили теперь Индия, Пакистан и Иран. Монгольская республика получила статус официального наблюдателя еще раньше.
Инициатором решения, принятого в Астане, является узбекский президент Ислам Каримов, изменение внешнеполитического курса которого обусловлено внутриполитической ситуацией в его стране. Каримов в связи с жесткой критикой со стороны Запада кровавого подавления мятежа в Андижане, на востоке Узбекистана, снова стал ориентироваться во внешнеполитическом плане на Россию, он подверг критике Америку, которая перед этим заключила с Узбекистаном договор о военном сотрудничестве. Москва поддержала Каримова. Правительства обеих стран выступают против расследования событий в Андижане, чего добивается Запад. Во время недавнего визита Каримова в Москву была достигнута договоренность о том, что Узбекистан в случае дестабилизации обстановки в стране и в регионе предоставит свою территорию для российских военных.
То, что Россия хочет снова расширить свое присутствие в Средней Азии, можно было понять в последние месяцы не только по заявлениям отдельных политиков, например, во время дебатов по вопросу создания второй российской военной базы в Киргизии. Об этом свидетельствовала также попытка повысить статус Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в рамках СНГ, в которую входят также четыре среднеазиатских государства. Однако в Астане представители Кремля пытались развеять впечатление, будто инициатором призыва к выводу западных войск из Средней Азии является Россия. Они сослались на то, что Россия разрешила переброску через свою территорию военной техники для проведения военной операции в Афганистане и свою позицию в этом менять не собирается.
После распада Советского Союза среднеазиатские государства сначала дистанцировались от Москвы и стали сближаться с Соединенными Штатами. Операция в Афганистане против талибов, представлявших также опасность для Средней Азии, еще больше усилила эту тенденцию и военно-политическое влияние Вашингтона в регионе. К этому добавлялось то, что Америка проявляет особую экономическую и политическую активность в соседнем Каспийском регионе. Строительство переданного несколько недель назад в эксплуатацию нефтепровода, ведущего из азербайджанского Баку в турецкий Джейхан, при этом русские и иранцы были отстранены от участия в проекте, было бы невозможным без политической поддержки Вашингтона. Теперь к этому следует добавить американские планы усиления военного присутствия в некоторых соседних государствах бассейна Каспийского моря с целью обеспечения снабжения Запада сырьевыми ресурсами, а также для того, чтобы иметь свои войска в непосредственной близости от Ирана.
В ответ российское Министерство обороны разработало на днях концепцию, тоже предусматривающую российское военное присутствие в этом регионе, хотя до этого Москва выступала за демилитаризацию Каспийского бассейна. Китай присутствует в среднеазиатском регионе преимущественно в экономическом плане и особенно заинтересован в сырьевых ресурсах Казахстана. Пекин хочет любой ценой сохранить политическую стабильность в регионе. Поэтому Пекин, как и Москва, недавно выступил в поддержку узбекского деспота Каримова. В четырех докладах, сделанных в Астане, поднимался вопрос о необходимости выдавливания сил, вмешивающихся в дела региона извне. Имелись в виду американцы, а обусловлена эта смена курса была опасениями авторитарных президентов из стран Средней Азии, что США, как это заявил президент Буш (Bush), будут предпринимать более активные попытки в деле поддержки в этих странах демократически настроенной оппозиции.
Действительно, американские правозащитные и общественные организации активно действуют в регионе уже не один год и помогают в создании структур гражданского общества. Правители Средней Азии, опасающиеся за свою власть, прежде всего, Каримов, ищут, как писала одна российская газета, защиты от возрастающего влияния американцев у матушки России.
Что касается запланированной совместной антитеррористической борьбы государств ШОС, то пока не удалось прийти к единому мнению, какие же организации считать террористическими. Помимо этого существует опасность, что в интересах сохранения власти исламистско-террористическими будут объявлены оппозиционные организации. И тот факт, что в качестве наблюдателя в ШОС был допущен именно Иран, обвиняемый в причастности к международном террору, большого одобрения не вызовет.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Средняя Азия - регион хрупкого мира ("Christian Science Monitor", США)
Ось говорящих нет ("The Wall Street Journal", США)
США: Неугодны ("Frankfurter Rundschau", Германия)