ВАРШАВА - Через 16 лет после падения коммунизма в Европе бывшие страны Восточного блока начали активнее разбираться со своим коммунистическим прошлым, медленно и по частям открывая архивы тайной полиции.
В адрес восточноевропейских членов Европейского Союза, а также Румынии и Болгарии, вступление которых запланировано на 2007 год, неоднократно раздавались упреки в том, что они делают слишком мало, чтобы привлечь к ответственности тех, кто в прошлом совершал преступления, работая на аппарат государственной безопасности.
- Это не имеет отношения к возмездию. Наша власть оперирует правовыми категориями, - заявил Казимеж Войцицкий (Kazimierz Woycicki) из польского Института национальной памяти (Institute of National Remembrance), - я понимаю, что это может не соответствовать общепринятому понятию о правосудии. Найдутся такие, кто скажет: 'Мы хотели справедливости, а получили закон'.
Войцицкий выступал на конференции, посвященной истории и значению коммунистического аппарата госбезопаснсти, состоявшейся в Варшаве на прошлой неделе. Ее инициаторами стали несколько организаций из Польши, Германии, Чехии и Словакии.
На конференции звучали доклады, из которых явствовало, насколько страшна история тайной полиции коммунистических государств, ставших членами Европейского Союза. Обычной практикой госбезопасности были убийства, похищения людей, принуждение к сотрудничеству и тюремное заключение по ложным обвинениям.
Ричард Каммингс (Richard Cummings), бывший директор отдела безопасности Радио 'Свободная Европа'/Радио Свобода, рассказывал, как в течение десятков лет радиостанцию 'Свободная Европа' преследовали, как ей угрожали, как КГБ помогал убивать ее сотрудников, как чехословацкие агенты строили планы отравления станции и взрыва ее штаб-квартиры, который должен был произвести террорист Карлос по кличке 'Шакал' с помощью агентов румынской разведки.
Сегодня же получается, что многие из тех, кто тогда были офицерами тайной полиции, не просто не предстали перед судом, но и прекрасно себя чувствуют. Относительно их судьбы и мест нынешнего проживания не проводилось никаких формальных расследований, при том что тут и там рассказывают о бывших офицерах коммунистических спецслужб, сумевших использовать свой опыт и связи для того, чтобы добиться нечестного успеха в бизнесе или пролезть во властные органы вскоре после 1989 года, когда начался развал коммунистической системы.
Например, в Румынии до сих пор не раскрыты данные по личностям сотрудников Секуритате, спецслужбы диктатора Николае Чаушеску. Источник, близкий к хранению государственных архивов, утверждает, что их защищают от раскрытия нынешние спецслужбы.
В некоторых странах были сделаны определенные шаги по отслеживанию таких людей - так называемой 'люстрации'. В Чехии с 1991 года действует закон о люстрации, согласно которому бывшие агенты спецслужб не могут занимать министерские посты - правда, выборных постов это правило не касается.
Гынек Файмон (Hynek Fajmon), депутат Европейского парламента от Чехии, считает, что закон о люстрации несовершенен, но все равно позволяет эффективно действовать с правовой точки зрения.
- Без [люстрации] у нас были бы полные министерства [бывших коммунистических агентов], потому что они сидели там [на закате коммунизма], и продолжали бы там сидеть, - заявил он.