Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лондон: Призыв к хладнокровию

Комментарий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Реакция ведущих политиков, а также британской общественности на террористические акты в Лондоне была волевой: премьер и его гости не отказались от проведения саммита, настояли даже на соблюдении запланированной повестки дня. Однако одного хладнокровия в качестве ответа на фундаменталистский террор недостаточно, как недостаточно и неуклюжих провокационных мер военного плана

Реакция ведущих политиков, а также британской общественности на террористические акты в Лондоне была волевой: премьер Блэр (Blair) и его гости не отказались от проведения саммита, настояли даже на соблюдении запланированной повестки дня. Однако одного хладнокровия в качестве ответа на фундаменталистский террор недостаточно, как недостаточно и неуклюжих провокационных мер военного плана.

Реакция британского премьера, британской политики, да и всей британской общественности на террористические акты была достойной и даже образцовой.

Страна переживает террор с удивительным спокойствием и, тем самым, как бы говорит террористам: нас не запугать. Мы не соглашаемся с логикой этих террористических актов.

Между тем, эта логика функционирует с 11 сентября, она следует простому принципу: речь идет не только о максимально возможном количестве жертв и разрушении, речь идет о том, чтобы привлечь как можно большее внимание всего мира, вызвать максимальный шок. Общество, подвергаемое террору, обязано понять, что оно никогда и нигде не сможет чувствовать себя в безопасности. Его провоцируют на принятие драконовских мер, на нанесение ответного удара, на развязывание войны.

В результате общество доводится до состояния громадной зависимости, оно разрыхляется, ищет образ врага - в исламском мире. А этот исламский мир будет, со своей стороны, противиться этому давлению, будет следовать за вождями радикального, а не умеренного толка.

Исламский мир радикалов чувствует себя в споре культур и религий в проигрыше. С помощью террористических актов он растет в своих собственных глазах, поскольку якобы демонстрирует силу. Это - простоватая логика религиозно мотивированной борьбы культур. Пока она ведется по правилам террористов.

Лондон создает все условия для дальнейшего применения этих правил. Террористы уже давно поняли, что лучшей целью для их нападений является система общественного транспорта города. Город поэтому разработал и отработал один из лучших планов на случай чрезвычайных обстоятельств. Но недоставало катализатора, символа, который бы придавал террористическим актам большее значение: им стал саммит 'Большой восьмерки'.

Террористы, таким образом, хотели сказать: вы можете прекрасно организовывать защиту своих объектов, но мы все равно нанесем по ним удар. Мы делаем это потому, что в нескольких километрах отсюда собрались ведущие политики мира, так как только так мы можем привлечь к своим действиям внимание всей планеты. Мы хотим максимально спровоцировать господ Блэра (Blair), Буша (Bush), Путина, Ширака (Chirac), Шредера (Schroeder), Коидзуми (Koizumi) и других. Мы хотим определять повестку саммита, мы демонстрируем вашу беспомощность, вы, в действительности, слабы, хотя хотите считаться самыми могущественными.

Поэтому реакция ведущих политиков, а также британской общественности была волевой. Премьер Блэр и его гости не отказались от проведения саммита, они настояли даже на соблюдении запланированной повестки дня.

Одним словом, саммит продолжается, продолжается испытание сил. Тем не менее, одного хладнокровия в качестве ответа на фундаменталистский террор недостаточно.

Его формула повторяется магическим образом не один год, для борьбы с эпидемией террора недостает, очевидно, терпения и упорства. В долгосрочной перспективе успеха в борьбе с террором можно добиться в результате работы полиции и спецслужб, с одной стороны. С другой стороны, необходима политическая воля, направленная на ликвидацию идеологических источников терроризма.

Это возможно лишь в том случае, если атакованный западный мир найдет достаточное количество союзников в исламском мире. Исламисты рекрутируют своих террористов, обещая им достойную и наполненную жизнь. Почему так много мусульман упиваются слабостью и поражениями западного, зажиточного, преимущественно христианского мира? Потому, что в них глубоко сидит чувство неполноценности, обделенности, униженного достоинства.

От всего этого ислам может освободиться лишь самостоятельно: благодаря образованию, просветительской работе, преобразованиям. Клубу G-8 вчера напомнили, что перед ним стоит колоссальная политическая задача. До сих пор 'Восьмерка' и ее союзники говорили об антитеррористической политике вразнобой. Есть надежда, что опыт Гленглиса вразумит их.