Европейцы с самого начала восприняли 'преобразовательную дипломатию' президента Буша с отвращением. По их мнению, воцарившийся в Ираке хаос означает провал политического курса, основанного на громких окриках и демонстрации 'большой дубинки'. Вместо интервенционистской политики Западная Европа использовала перспективу членства в ЕС как инструмент преобразования стран Центральной и Восточной Европы в демократические государства с рыночной экономикой, продолжив тем самым процесс, начало которому положили Греция, Испания и Португалия (эти страны были приняты в Союз после того, как они встали на демократический путь).
В результате разразившегося в последние недели кризиса в Европе - сначала в связи с провалом европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах, а затем из-за срыва переговоров по бюджету на июньском саммите ЕС - разговоры о дальнейшем расширении Союза поутихли. Однако, если ЕС 'замкнется в себе', последствия этого будут необратимыми - и коснутся не только самой Европы. Перед странами, надеявшимися присоединиться к Союзу, теперь замаячила совершенно иная перспектива - экономического упадка, 'ползучего' авторитаризма, нестабильности, а то и вспышек насилия. Что же касается европейской модели преобразований - благодаря которой, как утверждалось еще совсем недавно, '21 век должен стать веком Европы' - то она утратит свою привлекательность для жителей других регионов мира, для которых успех Европы служил примером для подражания.
За последние 15 лет многие страны Восточной Европы - в надежде, что членство в ЕС принесет им спокойствие и процветание, которыми уже давно наслаждаются их соседи с запада - провели экономические реформы, справились с коррупцией и создали транспарентную политическую систему. Теперь оставшимся кандидатам, возможно, придется распрощаться с этими надеждами - за исключением разве что Болгарии и Румынии, чьи переговоры с ЕС, пожалуй, уже зашли достаточно далеко, чтобы обеспечить их вступление в Союз в 2007 г. Турции придется пересмотреть свое предположение о том, что 3 октября - дата начала официальных переговоров о присоединении к Евросоюзу - станет для нее первым гарантированным шагом к вступлению в его состав. Балканские страны - Хорватия, Македония и Босния - вынуждены будут скорректировать ожидания, связанные с тем, что полноправное членство в Евросоюзе позволит им оставить позади многолетние войны, а возможно и проложить аналогичный путь для Сербии и Черногории и покончить наконец с проблемой Косово - этой незаживающей раной полуострова. Украинцам же предстоит вновь поразмыслить над вопросом, действительно ли 'оранжевая революция' 2004 г. стала для них началом новой эпохи евроатлантической ориентации после долгих лет коррупции и авторитаризма.
С точки зрения всех этих стран, кризис в Европе разразился в самый неподходящий момент. Им, скорее всего, не миновать обострения разногласий относительно будущего курса реформ, что приведет к пробуксовке движения вперед, а то и подрыву уже достигнутых результатов. По всей периферии Европы резко усилится нестабильность - а это чревато последствиями для стабильности внутри самого ЕС.
Противодействие дальнейшему расширению Союза - а оно постоянно усиливается - иначе как близоруким не назовешь. Вспомним, насколько его первые этапы преобразили Европу - и всего за 15 лет. На континенте, породившем первую и вторую мировые войны, а также Холодную войну, почти полностью воцарились единство, свобода и мир. Никогда еще стольким государствам с таким многочисленным населением не удавалось за столь короткий срок добиться такого прогресса в политике и экономике, как странам, десятилетиями томившимся за 'железным занавесом'. Теперь эти достижения оказываются под угрозой.
Возьмем Балканы. Хотя вооруженные конфликты 1990х и остались позади, ситуация в регионе остается неустойчивой. Пока Босния, Македония, Сербия и Хорватия проводят реформы, необходимые для кандидатов на вступление в ЕС, национализм в этих странах не поднимает свою уродливую голову. Но стоит двери в Европу захлопнуться, и политический консенсус в поддержку реформ скорее всего испарится, а лидеры этих стран вернутся к прежним привычкам. Особой нестабильностью отличается ситуация в Косово - единственным реальным решением этого конфликта может стать присоединение как самого края, так и Сербии, к единой Европе.
Что же касается Турции, то здесь негативные последствия проявятся даже раньше. Несмотря на то, что французские и голландские избиратели недвусмысленно заявили о нежелании видеть Турцию в составе Союза, может ли единая Европа позволить себе сойти с пути, который приведет в ее ряды первую страну с преобладающим мусульманским населением?
Подумайте, что при этом будет утрачено! Для соответствия еэсовским критериям Анкара уже пошла на беспрецедентные реформы. В политической сфере Турция отказалась от смертной казни, ликвидировала многие ограничения на свободу слова и ввела гражданский контроль над военным бюджетом. На экономическом фронте Анкара резко сократила государственные субсидии. Правительство налаживает взаимодействие с курдским меньшинством и соседней Грецией - сегодня отношения между двумя странами лучше, чем когда-либо. Все это может пойти насмарку, если Европа закроет Турции возможность для вступления.
Аналогичным образом, лишившись такого стимула как перспектива вступления в ЕС, новые лидеры Украины, возможно, не проявят необходимой политической воли, или просто окажутся не в силах искоренить коррупцию и реформировать спецслужбы своей страны. Речь идет о трудных задачах - но соседи Украины преисполнились решимости выполнить их, как только осознали, что такова цена за присоединение к Европе. Если Украина не получит четкого сигнала, что у нее с Европой одно будущее, надежды, порожденные 'оранжевой революцией', быстро сойдут на нет.
Неспособность продолжить процесс расширения чреват для Евросоюза самыми серьезными последствиями. Если он скажет Турции 'нет', это вызовет гнев мусульман по всей Европе. И хотя многие европейцы опасаются, что с присоединением Турции ЕС получит в соседи такие страны как Иран, Ирак и Сирия, Европа не сможет играть стабилизирующую роль на Большом Ближнем Востоке, если она не поможет Турции успешно пройти путь к членству в Союзе.
Если же отказ получит Украина, это - особенно на фоне радужных надежд, вызванных прошлогодними событиями - обернется настоящей катастрофой для всех стран бывшего СССР: ощущение кризиса охватит не только страны, граничащие с Украиной с востока, но и некоторых ее соседей с Запада, уже вступивших в Союз, что может привести к усилению влияния Москвы в этих государствах.
Европа не имеет права рисковать всем этим - на карту поставлено слишком многое. Вашингтон должен помочь своим европейским друзьям разработать политику, позволяющую свести негативные последствия кризиса к минимуму. Процесс расширения НАТО, забуксовавший в результате того, что на передний план вышло расширение ЕС, следует вновь превратить в приоритетную задачу, чтобы развеять опасения и поддержать надежды таких стран как Украина, Сербия и Босния. Кроме того, ЕС следует разработать новую систему ассоциированного членства - за счет этого удастся избежать неприятия, которое вызывает у общественности перспектива присоединения к Союзу новых полноправных стран-участниц.
Если не оставить дверь в Европу широко открытой, нестабильность, по-прежнему терзающая периферию континента - Большой Ближний Восток и постсоветское пространство - перекинется на сам Евросоюз и поставит под угрозу все, чего ему уже удалось достичь. Негативные последствия этого ощутит на себе не только Европа, но и Соединенные Штаты, которые нуждаются в сильном партнере для решения проблем на севере Африки, Ближнем Востоке и в Евразии.
Айво Х. Даалдер (Ivo. H. Daalder), старший научный сотрудник отдела внешнеполитических исследований, Институт Брукингса (Brookings Institution)
Джеймс М. Голдгейер (James M. Goldgeier), профессор политологии, Университет им. Джорджа Вашингтона (George Washington University)