Автор материала - член Палаты депутатов Берлина от ХДС.
Тот, кто бывал в Киеве несколько лет назад, видел город с печатью диктатуры. Украина, конечно, стала независимой от России, но оставалась в политической и экономической зависимости от нее. Город сторонился иностранцев. В вестибюлях гостиниц дежурили солдаты. Бывший президент Кучма создал систему фаворитизма, 'кучмизм', определявший характер политики и экономики, исходя из своих интересов.
Дело дошло до 'Оранжевой революции', когда президент Ющенко чудом уцелел после террористического акта, связанного с отравлением. Она освободила Украину от советской зависимости. Судьбу страны полгода определяют новый президент и боевой премьер-министр Тимошенко. Оба пользуются авторитетом внутри страны и за рубежом. Это относится также к сотням тысяч украинцев, добившимся с удивительным упорством в холодную зиму 2004 года реализации своего желания стать свободными и частью Европы. И действительно, Киев не узнать. Жизнь в городе, над которым возвышаются сверкающие золотые купола древних православных церквей, бьет ключом.
Внешнее впечатление - это одно, но где же те люди, уготовившие Украине постсоветскую судьбу, тесные связи с Россией. Те, кто закреплял принципы изоляции от Европы, применения насилия к инакомыслящим, экономических отношений фаворитизма. Перед революцией одних только журналистов было убито 17 человек. Открываются один за другим уголовные дела против преступников, но следствие топчется на месте, если дела и вовсе не закрываются. Организаторы революции, например, лидер студенческого союза 'Пора' или представитель 'Комитета избирателей', жалуются, что никто не занимается анализом ситуации перед победой 'Оранжевой революции'. Новое правительство, конечно, уволило 18000 высокопоставленных чиновников, но не их заместителей и не людей из нижней прослойки, многие прежние высокопоставленные деятели просто сменили работу. Такая ротация практически ничего не изменила в старых структурах. Другие вчерашние потянулись в партию Ющенко 'Наша Украина', которую происхождение ее новых членов не интересует.
Среди них - и до сих пор авторитетный мэр Киева, заслуживший любовь 'оранжевых' тем, что разрешил поставить палатки на Площади Независимости. Правозащитник и депутат парламента Лес Танюк сожалеет, что в украинском парламенте мало сторонников законов, аналогичных немецким законодательным актам, там не знают ничего о ведомстве Гаука-Биртлера (Gauck-/Birthler). Вместо этого есть 16 коммунистических партий, которые, по словам Танюка, 'размножаются, как мыши, и делятся, как амебы'. Не ликвидирована и коррупция, придаток 'кучмизма'. Разве что стали больше размеры взяток. Страна все еще остается расколотой, во всяком случае, восток Украины, прежде всего Донецкий бассейн, по-прежнему придерживается старых антизападных позиций. Януковича, проигравшего на президентских выборах Ющенко, поддерживает здесь большинство избирателей.
Вывод следующий: воля к проведению реформ, особенного среди молодежи, и на Западе Украины не сломлена, однако расплата с преступниками и их пособниками времен старого режима пока не наступила. Немецкий пример может вскоре пригодиться, к тому же Германия пользуется на Украине большим авторитетом.