Это было всего лишь вопросом времени. Британские органы власти понимали, что Лондон находится на прицеле исламистских террористов. Уже не один год. Со времени событий 11 сентября 2001 года, когда 'Аль-Каида' совершила страшные террористические акты в США, было ясно: когда-то и где-то взрывы последуют и на земле самых верных союзников США. Силы безопасности Соединенного Королевства ждали их каждый день. Несколько террористических актов удалось предотвратить, теракты 7 июля - нет. Не помогли самые тщательные меры безопасности, самые жесткие законы, касающиеся безопасности, так как стопроцентной безопасности не существует. Европа, это урок событий 3.11 в Мадриде и 7.7 - в Лондоне, вынуждена привыкать жить в условиях террора. Она должна быть терпеливой, и надолго. До победы в войне против террора, о которой так много говорят, еще далеко. Последуют новые террористические акты. Быть может, и там, где их совсем не ждут. Возможно, в Австрии. Однако истерика и паническая враждебная кампания были бы неправильной реакцией. Европа обязана защитить свои ценности, она не должна в борьбе против терроризма выхолащивать основополагающие права, поскольку именно этого добиваются фанатичные сторонники джихада, так как это могло бы ослабить Запад. С другой стороны, каждому европейцу после террористических актов, совершенных 11 марта 2004 года в Мадриде, должно быть ясно, что с равнодушием по отношению к радикальным исламистам, кроющимся за терпимостью, должно быть покончено на всем пространстве от Стокгольма до Рима. Слишком долго исламистам, мечтающим об антидемократическом религиозном государстве, позволяли совершенно безнаказанно творить зло на 'старом' континенте, в том числе и в Лондоне. Нельзя считать сомнительными с точки зрения прав человека, когда из страны выдворяются люди, открыто симпатизирующие террористам-смертникам, совершающим теракты в Израиле. Повышение бдительности ни в коем случае не должно вести к травле мусульман, которые в большинстве своем выступают против террористических актов. Тем не менее, от исламских граждан Европы, а также Ближнего Востока ждут, чтобы они, наконец, ясно и решительно подняли свой голос против терроризма. Исламское сообщество обязано само начать дискуссию, направленную против джихада. Ритуальная нерешительность и призывы доброжелательных западных политиков не способны изменить радикальные убеждения, имеющие место в арабском мире.
Возможно, что сухопарый человек, прячущийся где-то в пограничных районах между Афганистаном и Пакистаном, довольно улыбался, видя окровавленных людей, выходивших, пошатываясь, из метро. Но Усама Бен Ладен (Osama bin Laden) непосредственного отношения к терактам, скорее всего, не имеет. Он и его сподвижники очень заняты вопросом своей безопасности, им некогда думать о планировании или даже проведении террористических актов. Задачей Бен Ладена с самого начала было насаждение террора. Он стал символом джихада, великим вдохновителем.
'Аль-Каида' никогда не была иерархической организацией, как ее представляют для простоты. 'Аль-Каида' - это, прежде всего, своего рода, идея франчайзинга, взятая индивидуально на вооружение 'частными актвистами' по всему миру и продолжающая находить все новых приверженцев. И именно это делает 'Аль-Каиду' опасной: ее раздробленность. Было бы абсолютно неверно приуменьшать значение джихада, квалифицируя его как особую форму безумия. 'Аль-Каида', по-своему, рациональна. Она преследует конкретные цели, из которых она в своих публикациях не делает никакого секрета: уничтожение Израиля, свержение коррумпированных арабских режимов и вывод войск Запада с Ближнего Востока.
Чтобы добиться этого, 'Аль-Каида' добивается 'конфликта цивилизаций', о котором так часто говорил Самуэль Хантингтон (Samuel Huntington), ультимативного противостояния между Западом и исламом. Поэтому для 'Аль-Каиды' подходит любая форма радикализации, а также любая война, которую ведет Запад, будь то в Афганистане или в Ираке.
Поэтому ответ на вызов сторонников джихада должен быть многослойным и рассчитанным на долгий период. Запад сначала должен найти правильный баланс в использовании полицейских, политических, экономических и военных средств. И в ходе неизбежного уничтожения террористических структур ни в коем случае нельзя оставлять без внимания корень проблемы: безысходность ситуации на Ближнем Востоке.