Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выборы в Бишкеке в атмосфере равнодушия

Киргизстан. Спустя четыре месяца после свержения режима Аскара Акаева

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чего ждут киргизы от нового президента? По мнению 21%, он должен снизить уровень безработицы. 20% избирателей требуют от него обеспечить политическую стабильность, а 21% - разрешить экономическую ситуацию. И только 2% опрошенных требуют от главы государства справедливости и честности. . .

Киргизстан, где молниеносная 'революция' в марте этого года свергла режим, находившийся у власти 15 лет, выберет в воскресенье себе нового президента. За прошедшие четыре месяца участились случаи захвата государственных зданий и беспорядков.

В парке Горького пусто. Праздник в молодежном городке в поддержку кандидатуры на пост президента временно исполняющего обязанности главы государства Курманбека Бакиева привлекает по вечерам не больше нескольких десятков человек. Большинство из них - родные и друзья самодеятельных артистов, сменяющих друг друга на эстраде. Рискул Чумабаев, преподаватель университета и руководитель городка, говорит извиняющимся тоном: 'Это не киевский Майдан во время 'оранжевой революции'. Несколько студентов в матросских костюмах готовятся танцевать. Один в дырявых ботинках. У другого брюки волочатся по земле. Рискул радушно принимает нас в центральной юрте. Ему очень хотелось бы устроить настоящий праздник. Он весь во власти демократических мечтаний. Сторонники кандидата-соперника могли бы прийти в парк Горького и потолковать с молодежью. Немного поспорить. Но кандидатуре Курманбека Бакиева нет открытой оппозиции. Не проводится почти никакой избирательной кампании. Словно результат уже известен. Словно после событий 24 марта каждый вновь вернулся к своему обыденному, полному хлопот существованию. Революция тюльпанов? За исключением нескольких бунтовщиков, которые все еще хвастают в Парламенте своим в ней участием, никто из жителей Бишкека больше не говорит об этом. В общем-то, они уже не уверены, что это была революция.

'Единственная положительная сторона событий 24 марта, - утверждает Муратбек Иманалиев, дипломат и бывший министр иностранных дел, - это уход Акаева. Что же касается всего остального, я вижу здесь только теневые стороны. Криминальная верхушка частично захватила власть, и ее представители заседают в Парламенте'. Киргизстан - страна с 5-миллионным населением, из которых один миллион живет в столице. Каждый знает, что за несколько сомов (местная валюта) можно организовать митинг в поддержку или против кого-то и что голоса избирателей тоже стоят не дорого.

'Действительно неизвестно лишь то, какой будет активность участия в президентских выборах, - считает председатель Палаты депутатов Омурбек Текебаев. - Я очень боюсь, что люди, уставшие, разочарованные в новом правительстве, пришедшем к власти в результате революции, не пойдут голосовать'. 'Спикер' вздыхает. Он знает, что по взаимному согласию наблюдатели шести кандидатов на пост президента договорятся по поводу 'вскрытия урн', не для того чтобы смошенничать, а для того чтобы выборы были признаны действительными. 'Мы не можем себе позволить, - признается он с обезоруживающим простодушием, - перенести выборы. Власть надо узаконить'.

В немногочисленных западных представительствах и бюро международных организаций тоже не питают иллюзий. Однако все считают, что уж лучше хоть как-нибудь избрать президента, чем позволить положению ухудшиться. Никто не собирается оспаривать тот факт, что Курманбек Бакиев и поддерживающий его генерал Феликс Кулов - единственные, кто способен удержать страну на плаву. А над ней не только нависла угроза превращения в наркогосударство, но и царит произвол, который насаждают главы кланов севера и юга. По мнению Муратбека Иманалиева, бывший президент не столько виновен в тех злоупотреблениях, в которых его обвиняет прокуратура, сколько в том, что пустил страну на самотек. 'В регионах, - говорит он, - все смеются над тем, что говорят и делают в центре. Политических партий не существует. Гражданское общество ничего не значит. Кланы распределяют между собой или оспаривают друг у друга природные богатства и рынки'.

В своем кабинете, председатель Парламента приводит результаты последнего опроса. Чего ждут киргизы от нового президента? По мнению 21%, он должен снизить уровень безработицы. 20% избирателей требуют от него обеспечить политическую стабильность, а 21% - разрешить экономическую ситуацию. И только 2% опрошенных требуют от главы государства справедливости и честности.

По телевизору все время показывают предвыборные ролики. В них не расхваливаются заслуги того или иного кандидата. Они призывают граждан пойти 10 июля на выборы, а также напоминают о том, что пора покончить с привычкой отдавать или продавать свои голоса тому, кто 'из одного с ними рода'.

У подножия памятника Горькому Рискул Чумабаев наблюдает за тем, как отплясывает матросская команда из его университета. 'Все они будущие инженеры. Ради них я мечтаю о том времени, когда в Киргизстане будут настоящие политические партии, как в Европе. Как в Америке. О том времени, когда мы станем подлинной демократией'.