Не успели дипломаты завязать тесемки на папках с материалами саммита в Глениглсе, а уже пора думать о следующей встрече 'большой восьмерки' - в Санкт-Петербурге в 2006 году.
Будем надеяться, что встреча в России, в отличие от саммита этого года, не будет омрачена террористическими актами, и лидеры крупнейших держав получат возможность сосредоточиться на утвержденной повестке дня. Однако в наш век неопределенности поневоле будешь ожидать самого неожиданного.
Если все пройдет как задумано, саммит в Санкт-Петербурге будет иметь особое значение как первый подобный саммит, состоявшийся в России и под председательством России. Для президента Владимира Путина это будет исторический момент - возможность подчеркнуть правомерность пребывания России за самым высоким столом переговоров в мире. Для бывшей сверхдержавы, все еще не смирившейся с потерей своей империи, членство в 'большой восьмерке' - хорошее средство против приступов оскорбленной гордости.
И все же России придется немало потрудиться, чтобы за те 12 месяцев, что она будет возглавлять 'восьмерку', доказать, что она действительно заслуживает такого статуса. Россия стала членом клуба далеко не естественным образом.
Остальные семь государств - богатые страны с рыночной экономикой, давно установившимися демократическими традициями и правовой системой, чего о России никак нельзя сказать. Когда ее постепенно принимали в группу в 90-х годах прошлого века, степень демократичности общества и либеральности экономики в целом повышалась. Несмотря на свои многочисленные слабые места, тогдашний президент Борис Ельцин верил в плюрализм.
Путин поступил правильно, до некоторой степени восстановив порядок в беспорядочной стране, президентом которой он стал. Однако сегодня гайки уже закручены так плотно, что он фактически не дает дышать институтам демократического общества. Власть централизуется в Кремле, методы которого становятся все более авторитарными. Доверие инвесторов подорвано делом "ЮКОСа". Избыточное применение силы в необходимой, в общем-то, борьбе против чеченского терроризма только усиливает террористическую угрозу и озлобляет как чеченцев, так и армию. Путин не раз говорил, что каждая страна должна найти свой собственный путь к демократии. Но России не достичь прогресса, если она будет двигаться назад.
Вне сомнения, главной проблемой для России во время встречи 'большой восьмерки' будет обеспечение безопасности. После взрывов в Лондоне это несомненный приоритет. Однако остальные члены 'восьмерки' должны использовать все оставшиеся двенадцать месяцев для того, чтобы постараться объяснить России, что не может быть настоящей безопасности без демократии, закона - включая и закон для бизнесменов - и прав человека, включая права человека для чеченцев. И, если Москва никак на это не отреагирует, остальные члены клуба должны обозначить, что обеспокоены этим, еще задолго до встречи в Санкт-Петербурге. Для этого есть достаточно тонкие средства - не обязательно бросаться в крайности и угрожать бойкотом. Кремлю ведь предстоят парламентские выборы в 2007 году и президентские - в 2008-м, и он просто не имеет права провести саммит в Санкт-Петербурге так, чтобы тот не стал явным внутриполитическим успехом. Поэтому Кремлю нужно напоминать, что остальные члены 'большой восьмерки' связаны друг с другом общими демократическими принципами, принципами права и свободного рынка. И Россия должна доказать, что она эти идеалы разделяет.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Многообещающее направление в руководстве Большой Восьмеркой ("The Moscow Times", Россия)
От 'большой восьмерки' к 'большой девятке': плюс Бразилия и Индия, минус Россия ("The Guardian", Великобритания)
Председательство России в Большой Восьмерке будет фарсом ("The Financial Times", Великобритания)
Может ли этот человек возглавлять Большую Восьмерку? ("Newsweek", США)
Джон Маккейн: Убрать Россию из 'Большой Восьмерки' ("Reuters", Великобритания)
Джордж Сорос: 'Россия, убирайся из 'Большой восьмерки' ("Die Presse", Австрия)
Место ли России в 'Большой восьмерке'? ("The Wall Street Journal", США)
Следует еще раз призадуматься над приглашением российского лидера в Большую Восьмерку ("The Washington Post", США)
Что такое Большая Восьмерка, и почему в нее входит Россия? ("In The National Interest", США)