Перестройка в вопросе, связанном с перемещенными ценностями? Еще несколько недель назад казалось, что переговоры по вопросу перемещенных ценностей застряли на мертвой точке, как политика во времена 'холодной войны'. Почти никто не мог поверить, что Государственный музей 'Прусское культурное наследие' и Московский Музей имени Пушкина объявили вчера с неожиданным облегчением о 'начале новых переговоров'. Есть желание сотрудничать впредь, поддерживая 'атмосферу открытости и партнерства', говорится в подписанном обеими сторонами коммюнике. 'Сегодня мы начали с чистого листа писать новую главу', - сказала Ирина Антонова из Музея имени Пушкина, кстати, не отличающаяся дипломатическим чутьем. Не один год авторитарный музейный работник и одновременно высокопоставленный российский эксперт по перемещенным ценностям, охраняла архивы, словно цербер. Даже сотрудники музея не знали, что хранилось в его подвалах.
И вот впервые с 1945 года секретный московский запасник открыл свои двери для берлинских музейных экспертов, почувствовавших себя участниками какой-то музейной криминальной истории. Помещение площадью 35 квадратных метров, оборудованное металлическими стеллажами, на них - картонные коробки, в которые упакованы произведения искусства. Здесь находятся на хранении от 600 до 800 отреставрированных вещей. 'Историческое событие, - говорит Гюнтер Шауерте (Guenther Schauerte), заместитель генерального директора и археолог. - Это громадный прогресс в нашей работе. Год назад мы об этом не могли и мечтать. Открывали каждый запасник, каждый шкаф, каждый ящик. Мы смогли все сфотографировать и сделать записи'. 80 процентов произведений - из Берлинской коллекции античности, остальное, по словам Шауерте, - из Готы, Дрездена и, возможно, из частных коллекций. Вещи из Берлина находились до вывоза в Россию в бункере Friedrichshain, в бункере ПВО в зоопарке и в Neue Muenze. Среди вещей, например, - изысканная ваза Bucchero, работы из бронзы, которые передавались в качестве пожертвований на проведение Олимпийских игр, множество терракотовых фигур и несколько больших скульптур. Бивни слона находились прежде в Музее византийского искусства.
Что стоит за этим, наверное, неожиданным для всех поворотом в дискуссии по поводу перемещенных ценностей, можно лишь гадать. Можно ли считать этот музейный мир долговременным? Быть может, русские получили деньги? Кроется ли за этим скрытая дипломатическая игра? Или даже кардинальное изменение политического климата? Быть может, это большой прощальный подарок Путина канцлеру Шредеру (Schroeder)? Кто знает Антонову, понимает, что приказать ей может только Путин. В этой ситуации не вызывает сомнений, кажется, только одно: русские не позволят заглянуть в свои карты.
Буквально недавно политические переговоры оказались на мертвой точке. Причина возмущения - выставка в Музее имени Пушкина перемещенных ценностей: выставлены 320 высокоценных произведений, считавшихся утраченными. Выставка была открыта 26 апреля. Антонова дала ей название 'Археология войны. Возвращение из ниоткуда'. Это более чем циничный намек. 'Произведения искусства, перемещенные в связи с войной', как их называют на официальном языке, были выставлены впервые со времени окончания Второй мировой войны. 'Пустота', откуда они возвратились в экспозицию музея, это запасники, державшиеся до сих пор в секрете. Антонова, так говорят в музейных кругах, воздвигла себе этой выставкой памятник. Для немцев это оскорбление: они ничего не знали об этой выставке с самого начала. И это после не одного года переговоров. Тут уж не мог больше сдержаться даже обычно сдержанный президент Фонда Леман (Lehmann): 'Это политика секретности, как в годы 'холодной войны', - бушевал он. Ситуация обострилась, как никогда раньше.
Очевидно, жесткий тон Берлина подействовал на Москву. Очередным этапом переговоров о перемещенных ценностях станет коллоквиум в конце сентября. В нем примут участие также российские и немецкие эксперты: речь пойдет о хранении и реставрации произведений искусства. Шауерте верит, что сближение на профессиональном уровне принесет больше пользы, чем большая политика. С тем, чтобы закрепить достигнутое, в ближайшие две недели Берлин отправит в адрес Москвы 15 произведений искусства. Они должны стать дополнением к экспонатам тамошней выставки.
Конечно, после всего, что происходило в последние годы, остаются сомнения. 'Мы делаем ставку на меры, позволяющие добиться доверия. Вместе изучаем произведения, хранящиеся в Москве, выставляем их, делаем публикации. Затем наступает время юридических компонентов'. Под этой дипломатической формулировкой следует понимать, что Германия не отказывается от своих правовых претензий.